В международной практике условия поставки СРТ предусматривают обязанности продавца по доставке товара тому покупателю, который произвел его оплату, но не перевозку. То есть, все обязательства по оплате услуг, связанных с доставкой груза, берет на себя именно покупатель. Это самое важно положение условий поставки cpt.
Международная интерпретация базиса поставки СРТ выражается, как «Carriage paid to» или «Перевозка оплачена до». Покупатель отвечает за все риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки товара. Поэтому у него есть все основания, например, застраховать груз. А в качестве «грузоперевозчика» выступает любое юридическое или физическое лицо, которое согласно договору поставки выполняет свои обязанности по доставке груза оговоренным способом (железнодорожным, автомобильным, авиационным, морским или смешанным (мультимодальным) видом транспорта).
Условия поставки СРТ подразумевают и такой тип доставки товара, при котором в процессе перевозки могут участвовать несколько поставщиков. В таком случае все риски по сохранности груза переходят в момент фактической его передачи с одного транспортного средства на другое. Кроме того, все таможенные формальности также лежат в сфере ответственности продавца. Важно понимать, что при использовании услуг стороннего перевозчика с согласия обеих сторон сделки вся ответственность переходит к поставщику в момент передачи ему груза.
В данном случает ответственность продавца возвращается к нему уже в пункте доставки товара, который указан в документах на перевозку. Из вышеприведенного описания условий поставки СРТ очевидно, что договор купли-продажи, заключенный на таких условиях, подразумевает максимальную ответственность именно продавца.
Порядок перехода рисков
Необходимо учитывать ключевые моменты поставки товара, в которые происходит его передача. Так как в любой сделке эта процедура как минимум происходит два раза, то все ее участники (продавец, покупатель и перевозчик или перевозчики) должны достаточно четко распределить меры своей ответственности. Особенно это касается ПРР (погрузоразгрузочных работ), во время которых рекомендуется иметь пошаговую инструкцию.
Практика жизни и несовершенство российского законодательства показывают, что в ситуации с несколькими грузоперевозчиками и отсутствием точного пункта доставки может возникнуть противоречие именно между первым перевозчиком и последующими. Как правило, первый в списке перевозчик, указанный в документах, по умолчанию принимает на себя все риски по сохранности товара и несоответствию в документах. Во избежание этой вопиющей несправедливости всем участникам поставки груза следует предусмотреть в документальном виде (в договоре купли-продажи, договоре на перевозку и грузосопроводительных документах) все ключевые моменты передачи ответственности.
Иначе критические моменты будут разрешаться исключительно в судебном порядке. И такая печальная практика, например, для условий поставки СРТ-Москва имеется. Встречались случаи, когда поставщики стройматериалов оставались без груза и денег в связи с тем, что недобросовестные перевозчики просто похищали чужую собственность.
Пункт назначения и другие нюансы
Важным моментом условий поставки СРТ DAP («Delivered At Point» или «Поставка в пункте» - указанное название места назначения) является точное название конечного пункта доставки товара. Ведь именно место назначения при данных условиях поставки является ключевым с точки зрения перехода ответственности сторон. В этом пункте транспортно-логистическая компания передает все риски по сохранности груза продавцу. А тот, в свою очередь, предоставляет здесь товар покупателю после выполнения им всех своих обязательств согласно договору купли-продажи. Особенностью условий поставки СРТ является и то, что выгрузка товара в мете назначения производится за счет продавца, если иное не оговорено в договоре поставки.
Следует учитывать, что поставщик обязан ознакомить покупателя с доставленным в пункт назначения товаром. В этом контексте обычно используется стандартный пакет грузосопроводительных документов (инвойс, упаковочный лист, сертификаты соответствия и т.п.), который может согласно условиям договора удостоверяться электронной подписью. При необходимости продавец за свой счет и своими усилиями оформляет все экспортные документы, включая предписания таможенного контроля, которые нужны для провоза конкретного груза. Также продавец несет прямую ответственность за оформление договора поставки с перевозчиком, где указывается конкретное место доставки. В данном пункте договора имеется один нюанс, связанный со степенью конкретизации места доставки.
Это необходимо (точное указание места доставки) во избежание необоснованного завышения услуг по доставке товара со стороны продавца. Кроме того, если такая ситуация все-таки произошла, продавец имеет право самостоятельно принять решение, где именно нужно осуществлять выгрузку и передачу товара. Касательно страхования груза следует отметить, что эта процедура полностью находится в сфере ответственности покупателя. Однако продавец обязан по первому его требованию предоставить любую тематическую информацию.
Распределение расходов
Кроме вышеописанных случаев, которые были оговорены отдельно, все расходы до момента доставки груза в место назначения, включая выгрузку, несет именно продавец. То есть, в его непосредственные обязанности входит оплата услуг перевозчика или перевозчиков. Исключением может быть только ситуация, отдельно оговоренная заранее и прописанная в соответствующих документах. Важным моментом является таможенная формальность на границе, которая оплачивается продавцом исключительно в рамках договора. Это значит, что при отсутствии обязательств продавца согласно заключенному с покупателем договору купли-продажи стандартные условия поставки СРТ не подразумевают данную процедуру за его счет.
Кроме того, все издержки, связанные с проверкой товара, его взвешиванием и маркировкой, расфасовкой и упаковкой, считаются в полном объеме сферой ответственности продавца.
Обязанности покупателя
Согласно стандартным условиям поставки СРТ покупатель обязан только произвести своевременную оплату товара. Это относится к ситуации, когда отдельными пунктами договора купли-продажи не оговорены специальные обязанности покупателя. Однако все риски и обязанности по получению разрешительной документации в государственных структурах на ввоз в страну назначения контрактного груза и оплата здесь всех таможенных платежей непосредственно относятся к покупателю. И опять же все эти нормы работают по умолчанию, если отдельное не прописано в договоре с продавцом. Кроме того, оплата страховки на груз лежит в зоне ответственности покупателя.
Согласно «Инкотермс 2010» условия поставки СРТ все-таки подразумевают некоторые условия, когда именно покупатель будет нести расходы по доставке груза, если иное не предусмотрено договорами с продавцом или грузоперевозчиком. Это относится к ситуации, в которой покупатель не осуществил приемку доставленного в срок товара. В этом случае все дополнительные расходы по хранению и складированию груза полностью лягут на плечи покупателя. Кроме того, если в процессе транспортно-логистических манипуляций на территории страны назначения возникают непредвиденные расходы, то они, как правило, также оплачиваются покупателем.
В данном контексте важно учитывать и понятие «форс-мажор», под которым понимают «обстоятельства непреодолимой силы». Сюда относятся стихийные бедствия, политическая нестабильность в стране или регионе и т.п. Как правило, стандартные договоры имеют специальные разделы, посвященные этой тематике, а в противном случае каждый отдельный случай будет рассматриваться в судебном порядке.