В самом начале процесса освоения различных техник рисования карандашом необходимо четко уяснить, какие материалы будут использоваться в творческом процессе созидания прекрасного. Важно понимать, что конструктивно карандаши состоят из основы и грифеля. Основа может быть деревянной для обычного карандаша. Или пластиковой – для механического.
А грифели бывают, в том числе, графитовыми. Обычные, привычные всем карандаши называют «простыми». Они подразделяются по мягкости графитовой основы на твердые (маркировка «Н») и мягкие (обозначаются буквой «В»). Полная маркировка включает в себя буквенно-цифровой индекс. Цифровая часть кода содержит информацию о степени этого параметра. Например, «5Н» обозначает, что грифель является очень твердым.
Кроме того, используют цветные и акварельные карандаши. Последние могут исполнять роль, как самостоятельного материала, так и прекрасного дополнения к акварельным краскам. Помимо карандашей в качестве художественных материалов для рисования могут применяться уголь, сангина, мел и т. п.
Какие материалы необходимо иметь для рисования карандашом
Использование простого карандаша подразумевает применение различных техник. Поэтому бумага и другие сопутствующие материалы для рисования должны в первую очередь ориентироваться именно на этот фактор. Так, например, для выполнения тонкого контурного изображения нужно использовать гладкий и плотный лист, повышенной или средней твердости грифели в карандашах и мягкий ластик, при помощи которого рисунок будет корректироваться при нанесении ошибочных линий.
При рисовании же объемного изображения, когда при помощи применения штриховки будет осуществляться передача светотени, необходимо использовать остро заточенные карандаши. Поэтому готовить их необходимо не обычной точилкой, а именно перочинным ножом, так как в данном случае необходимо обеспечить длину выступающей поверхности грифеля порядка 1-1,5 см.
А метод растушевывания графита подразумевает применение небольшого фрагмента мягкой ткани, бумаги или ватного диска. В качестве бумажной основы для нанесения изображения идеально подойдет бумага с неровной поверхностью. Кроме этого, понадобятся мягкие карандаши и мягкий ластик, в качестве которого можно использовать даже хлебный мякиш.
Базовые знания, необходимые для рисования карандашом
Нанесение изображения на бумагу при помощи карандаша можно выполнить следующими способами:
- с натуры, когда реальный объект расположен непосредственно перед художником;
- с фотографии или копии объекта, используя способ копирования;
- по представлению или памяти.
При использовании любого варианта рисования необходимо придерживаться следующей последовательности выполнения работ:
- нужно выбрать расположение (вертикальное или горизонтальное) и размер листа бумаги;
- нанести характерные соотношения объектов по размеру;
- изобразить большие формы контуров;
- прорисовать более мелкие детали объектов;
- нанести светотень и придать рисунку объемность.
В последнюю очередь необходимо наносить самые темные участки изображения, а блики (очень светлые фрагменты рисунка) рекомендуется оставлять белыми. При использовании штриховки или тушевки листа нужно помнить о расположении руки, которой наносится изображение. Во избежание затирания рисунка лучше под руку подложить лист. При закрепленном же на мольберте листе бумаги для изображения опираться на рисунок нужно не всей боковой частью кисти руки, а лишь пальцем.
Основные техники контурного изображения и придания объема
Этот способ рисования применяется, как в качестве самостоятельного варианта, так и при предварительном нанесении общих форм объектов, которое подразумевает дальнейшую проработку светотени или использование красок. Самой простой и приемлемой для начинающих художников техникой рисования карандашом является нанесение изображения именно по клеткам или сетке.
В данном случае копирование понравившегося изображения будет осуществляться следующим образом:
- на самом исходнике или прозрачной пленке, которой во избежание повреждений оригинала он накрывается, наносится сетка в виде квадратных ячеек (чем мельче сетка, тем проще будет впоследствии передать точность изображения);
- на листе бумаги, куда будет наноситься изображение, вычерчивается точно такая же сетка (при масштабировании следует учитывать аналогичное число квадратов и степень увеличения оригинального объекта);
- производится анализ контуров объектов и пересечение их линиями ячеек сетки, наложенной на образец;
- наносится сам рисунок в соответствии с оригинальным изображением.
Если основа и образец достаточно тонкие и обладают хорошей прозрачностью, то контур изображения лучше всего перенести при помощи стекла и источника света, расположенного с обратной стороны рисунка.
Однако профессиональное рисование должно исключать вышеупомянутые способы нанесения изображения.
В данном случае нужно разметить границы объекта внутри листа по всему его периметру (сверху и снизу, справа и слева). Потом нужно на глаз или, сделав соответствующие измерения, обозначить главные пропорции характерных фрагментов композиции и прорисовать детали. В случае, когда рисунок выполняется в виде контура для тушевки, штриховки или работы с красками, рисовать его рекомендуется исключительно тонкими линиями. Когда исполняется линейная работа, объекты переднего плана необходимо выделять более мягким карандашом или линией большей ширины.
Важно понимать, что рисование портретов является одним из самых сложных способов нанесения изображений, так как человеческие лица относятся к наиболее трудным для воспроизведения сюжетам. В данном случае важно понимать, что каждая деталь рисунка обладает объемной формой. Поэтому все фрагменты портрета (глаза, нос, губы и т.п.) должны воспроизводиться со своими уникальными оттенками и светотеневой детализацией.
Передача изображению объема осуществляется штриховкой и тушевкой. Первый вариант карандашной техники подразумевает наложение штрихов в виде прямых (ровная поверхность) или дугообразных (шарообразная форма) линий. Эффект плотного материала достигается штрихами, линии которых расположены достаточно близко друг к другу. Для начинающих художников штриховка может оказаться очень сложной техникой, поэтому им лучше использовать тушевку.
Этот способ придания изображению объема предполагает наложение тона за счет растирания графита по листу в пределах полной или частичной формы объекта. Несмотря на то, что профессиональные художники редко используют тушевку, этот метод отличается особенной реалистичностью, так как светотени получаются с более мягкими переходами.
Применения акварельных карандашей
Особого отношения к себе требуют именно акварельные карандаши, которые с одинаковым успехом используют в своем творчестве и начинающие художники, и специалисты со стажем. Область их применения следующая:
- как самостоятельный материал для нанесения изображений;
- для рисования, когда окончательное изображение подразумевает последующее размытие;
- как вспомогательный материал, использующийся для особой проработки отдельных деталей художественной картины, выполненной акварельными красками.
Важно учитывать, что при детализации рисунка акварельными карандашами последующее попадание на него воды исключено. Поэтому данный вид работ производится в завершающей стадии формирования живописного изображения. А при размывании двух близко расположенных объектов разной цветовой гаммы следует придерживаться правила, когда сначала размываются сами формы, а уже потом граница их примыкания.
Как вариант профессионального восхождения новичка в деле совершенствования техники рисования карандашом можно порекомендовать следующий план его развития:
- освоение техники копирования по сетке - базовый закон рисования;
- после линейного учебного рисунка можно начинать освоение тушевки;
- обучение технике рисунка с натуры и использование штриховки, как достижение вершины художественного мастерства в данном случае.