Биография
Елена была дочерью военного инженера, росла без матери. Возможно, отсюда такая любовь к технике стремление к знаниям. А эти две привязанности никогда не отпускали девушку. Получив золотую медаль после окончания гимназии, Елена уехала в Петербург, чтобы продолжить образование. Она училась на знаменитых высших женских Бестужевских курсах ‒ в те времена, когда женщинам не полагалось думать о карьере, это было практически единственное в России учебное заведение, где женщины могли получить высшее образование.
Путь к успеху
Поэтому женщины, успешно окончившие их, считались самыми образованными в стране. Однако Елене Павловне этого оказалось мало. Она решила стать профессиональным водителем. Обучиться этому в России для женщины было практически невозможно, а потому Елена отправилась в Варшаву. И в этом направлении ей удалось добиться успеха. Уже через несколько месяцев она наравне с мужчинами участвовала в подмосковных автогонках. Но и на управлении земным транспортом Елена не остановилась. Теперь ей хотелось летать. Она хотела стать курсантом авиашколы в Гатчине, но ее не взяли. Причина – женщинам не место в авиации.
Самсонову этот отказ не обескуражил и не остановил. Она все равно научилась летать. Произошло это в частной московской авиашколе. После окончания учебы необходимо было сдать экзамен, принимала который целая комиссия. По условиям экзамена Елена должна была на высоте от пятидесяти метров выполнить десять «восьмерок», а затем совершить планирующую посадку точно в круг диаметром пятьдесят метров. Все элементы Елена Самсонова выполнила на высоте около трехсот метров и получила официальную специальность «пилот». Таким образом она стала пятым дипломированным пилотом в России.
После получения диплома Елене долго не доводилось подняться в небо. Хотя ее повседневное занятие тоже нельзя назвать женским. Она работала таксистом. Может быть, Елена и выбрала бы менее приземленную работу, но голод не тетка – нужда в деньгах заставила пойти в «шоферы».
Война
С началом Первой мировой войны судьба Самсоновой вновь изменилась. Сначала она пошла работать медсестрой, или, как тогда говорили, сестрой милосердия в госпиталь, который находился в Варшаве. Но долго там не продержалась. В ней было слишком много энергии, жажды деятельности. Поэтому, как только представилась возможность, она ушла туда, где был фронт. Стала водителем в мотоциклетной роте 9-й армии Юго-западного фронта. Конечно, это было совсем непросто. Тем более для женщины. Елена и сама в этом признавалась в интервью журналу «Женщина и война».
Однако женщина оставалась в строю, пока ее не подвело здоровье. Самсонову направили на лечение в Москву, и вернулась ли она на снова на фронт - неизвестно. По одним сведениям – вернулась, и даже какое-то время служила в авиационном полку. Но документальных подтверждений этому нет.
А вот когда женщинам разрешили служить в армии – после революции, Елена воспользовалась этой возможностью. Она была пилотом в 26-м корпусном авиационном отряде.
Сведений о Самсоновой, касающихся периода после Первой мировой войны, практически нет. Жила она в Грузии, в Сухуми, работала в школе учителем физкультуры.
- АиФ СПб//Женщины-странницы. Истории первых женщин-пилотов в царской России
- Русская народная линия// Первая женщина - военный шофер
- Алые паруса//Творческий проек "Женщины - авиатрессы России".