Согласно самой распространенной сегодня юридической трактовке понятие «правовая норма» относится к правилу, которое обязательно для исполнения группой субъектов в силу закона. То есть, правовая норма санкционируется органами власти, а также защищается ими от нарушений. Кроме того, современная юридическая практика понятия «норма права» и «правовая норма» отождествляет, несмотря на то, что такая терминология допускает вариации. Например, норма права может быть регламентирована не государственной властью в обязательных для исполнения кодифицированных законах, а общественным восприятием в рамках определенной традиции или нормального восприятия отельной частью социума.
В части отличительных особенностей правовых норм следует отметить, что они определяются направленностью самого общества, и в качестве объекта регулирования выступает именно социум во всей своей цельной совокупности (иногда отдельные должностные категории). А вот личностная характеристика не является для правовых норм ориентиром по своему содержанию.
Кроме того, для правовых норм нашей страны и международного сообщества характерен принцип обобщения свойств, который максимально репрезентативно отражает взаимодействие объектов регулирования. В этом случае правовая норма с одинаковой эффективностью регламентирует, как поведение определенной группы людей, так и всего общества в целом. А идентификация объектов, подпадающих под действие правовых норм, осуществляется по схожим признакам (профессии, возрасту, социальной группе и т.д.). В случаях же обобществления правовых норм на весь социум привязка подразумевает принадлежность людей к территории или гражданству.
Взаимодействие теории и практики
Основной принцип создания законодателями правовых норм основан на обязательном обеспечении соответствия между их положениями и реалиями общества (его части, релевантной правовой сути). Сегодня совершенно очевидно, что юридические институты всех стран мира имеют массу несовершенств, определяемых правовыми нормами. Кроме того, до сих пор, как в академической среде, так и между практикующими структурами ведется открытая дискуссия по поводу самой методологии понимании норм права.
Часть специалистов в области права склонна считать, что смысла правовых формулировок при чтении должны придерживаться именно в буквальном или общепринятом виде. Однако есть масса приверженцев и альтернативного пути, которые склонны к трактовкам и толкованиям. То есть, при отсутствии важного повода реальное положение дел может превалировать в своих логически выстроенных толкованиях над буквальным смыслом.
Причем в случае с трактовками правовых норм важное место занимает именно моральный аспект. Ведь конкретный человек, применяющий правовые нормы, будет по определению руководствоваться текущим восприятием регулируемой сферы. А потому он в своих персональных убеждениях в большей степени следует не смысловому содержанию, а именно этическим нормам поведения.
Однако есть такие области жизнедеятельности человека как, например, банковская сфера, где правовые нормы должны полностью регулироваться именно строгим чтением, а не толкованием.
Классификация правовых норм
Правовые нормы с юридической точки зрения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Их разграничение достаточно условно. Так, например, некоторые правовые нормы из финансовой сферы уполномочивают Центробанк проверять коммерческие финансовые организации, а с другой – эта процедура должна производиться только после того, как появился достаточный повод. Зачастую структуры нормативов согласно правовым актам подразумевают некую последовательность действий, при которой акцент может быть сосредоточен на управомочивающих положениях, но при особой совокупности условий нужно руководствоваться именно обязывающими нормами. Также возможна и полярная ситуация.
Кроме вышеупомянутой классификации правовых норм существует еще и другая, согласной которой они делятся на следующие: диспозитивные, факультативные и императивные. Первый вид правовых норм подразумевает некоторую свободу субъекта, ответственного за использование законодательных положений. В данной ситуации уместна логика приоритета, которая выбирает между реализацией нормы или допустимостью ее неиспользования. Императивные нормы используются неукоснительно согласно буквальному смыслу. А факультативные допускают альтернативный вариант, который не исключает применения прописанных положений.
Корреляция двух видов классификации осуществляется таким образом, что они, как правило, соответствуют друг другу следующим образом: обязывающие и запрещающие, императивные и факультативные, управомочивающие и диспозитивные.
Примеры правовых норм, которые принимает общество
В демократических государствах основной признак правовой нормы – это социальный характер их происхождения. То есть, принятие правовых норм основано на инициации обществом. Именно социум определяет, каким образом будут регулировать его отношения. Там применяются, например, такие непосредственные установления, как народный сход или референдум. А касательно опосредованных форм определения правовых норм, то здесь работает отточенная система законотворческих инициатив через парламент.
На уровне государственных структур и при непосредственном участии общества правовые нормы объединяются в совокупность, которая и является правовой системой. Ее источники управляют всеми процессами, включая самые разнообразные социальные группы. Несмотря на огромную разнородность этих социальных образований, все правовые нормы (стандарты, акты, процедуры, критерии и т.д.) в данном случае будут соответствовать единой системе, общей для социальной и отраслевой направленности.
Рассмотрев принцип разделения властей, можно четко уяснить, как государство не только осуществляет обеспечение действия правовых норм, но и активно участвует в системе их принятия и поддержке реализации. Именно законодательная (одна из трех, куда еще входят исполнительная и судебная) власть занимается разработкой правовых норм.
В государствах, где развита правовая система, не допускается подмена закона прочими правилами, происхождение которых выходит за пределы институтов власти. Однако в ГК РФ можно встретить подобного рода противоречия (между государственными правовыми нормами и традициями регионов), когда гражданско-правовые договоры могут подписываться не только по строго установленным формам, но и согласно деловым обычаям. Но все-таки именно гражданско-правовые нормы являются главенствующим источником стандартов поведения, как в обществе, в целом, так и в отдельных социальных группах, в частности.
Практика правовой системы в некоторых государствах с особенными культурно-историческими традициями допускает даже превалирование судебной системы над законодательной и исполнительной властью. Но это не может считаться распространенным в мире вариантом применения правовых норм.
Особенности правовых норм
Правовые нормы некоторых государств могут иметь различную реализацию в рамках разнородных систем. Однако в своей общей национальной совокупности система стандартов подчинена единой законотворческой инициативе в глобальном масштабе. В развитых странах мира используются романо-германская и англо-саксонская системы правовых норм.
В первом варианте используются кодифицированные источники правового регулирования, которые в исчерпывающем виде предписывают объектам регулирования рамки очень определенных правил. Это касается, как гражданско-правовых норм согласно соответствующим кодексам, так и всех уголовно-правовых норм. Здесь наблюдается четкое главенство парламентских и исполнительных ветвей власти. Система принятия законов подразумевает совершенно определенную регламентированную процедуру, в течение которой осуществляются нужные согласования и обсуждения.
Англо-саксонская же модель правовых норм основана на судебном прецеденте. В данном случае именно судебное слушание с выносимым соответствующим постановлением вводит в судебную практику новые правовые нормы, подлежащие исполнению обществом. Таким образом, данная модель в качестве источника правовых норм принимает именно судебные решения. Она применяется в США, Канаде и Англии.