Что делать, если Сбербанк заблокировал счет
Блокировка банковских счетов причиняет клиентам немало неприятностей. Как правило, это происходит неожиданно. Причин для блокировки может быть множество: вступившее в силу решение суда, появление подозрений в законности проводимых клиентом банковских операций. После выхода Федерального закона №115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" представители Сбербанка и других кредитных организаций стали чаще ограничивать возможности совершения некоторых операций по счетам своих клиентов. Но необходимо помнить о том, что полная блокировка является не совсем законной. Заблокировать карту можно только по решению суда после вступления в силу исполнительного производства. Наложить арест на счета могут сотрудники Федеральной службы по финансовому мониторингу, но только на срок не более месяца.
Если клиент обнаружил блокировку, ему необходимо обратиться в отделение Сбербанка, в котором он обслуживается. По телефону горячей линии сделать это невозможно, так как необходимо личное присутствие человека, заключившего договор с банком.
Иногда требуется обратиться в головное отделение Сбербанка. Арест счетов клиент может посчитать не законным, если ему не были предоставлены документы, на основании которых это действие было совершено. В данном случае, чтобы разобраться в ситуации и восстановить доступ к своим денежным средствам, нужно писать претензию на имя управляющего отделением Сбербанка или руководителя головного офиса.
Как составить претензию в Сбербанк
Заявление с требованием разблокировать счет может быть составлено в свободной форме. Единых требований не существует, но при этом клиенту следует соблюсти несколько моментов:
- в правом верхнем углу заявления указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя на имя которого составлена претензия;
- указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, номер телефона, адрес регистрации;
- указать номер договора со Сбербанком и дату его открытия, а также номер отделения банка, в котором обслуживается клиент;
- обозначить обстоятельства, при которых клиент обнаружил, что его счета заблокированы.
Составляя претензию, нужно обязательно ссылаться на действующее законодательство. В своем заявлении стоит указать на нарушения следующих правовых норм:
- статьи №858 ГК РФ (ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, которые находятся на его счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом);
- статьи №845 ГК РФ (клиент может беспрепятственно распоряжаться средствами, имеющимися на его банковском счете);
- ФЗ №115 (в соответствии с данным правовым актом банк может отказать клиенту в совершении подозрительных денежных операций, потребовав предоставить документы для пояснения, но не заблокировать счета).
В претензии в Сбербанк стоит обязательно указать, запрашивали ли сотрудники какие-либо документы для подтверждения операций. Если этого сделано не было, работники организации отнесли все операции, проводимые по счетам клиента, к разряду сомнительных. Такие действия являются грубым нарушением закона.
В конце претензии нужно обязательно сформулировать свои требования:
- рассмотреть заявление в сроки, установленные законодательством;
- проверить правомерность действий сотрудников банка и принять меры в случае выявления нарушений;
- разблокировать счета в течении 3 дней с момента получения обращения.
К претензии нужно приложить копию договора с банком и копию паспорта. Если клиент не получил ответ на свой запрос и счета не были разблокированы, он может обратиться в Службу Омбудсмена, которая является самостоятельным подразделением Сбербанка и разбирает сложные вопросы, споры. Жалобу можно составить в Центробанк. Когда разблокировать счет не удается, клиент может обратиться в прокуратуру или суд.