Предистория

Этим летом мне позвонил незнакомый номер: я не ответила, потом снова, но так как моя работа связана с тем, что часто звонят неизвестные абоненты, пришлось взять трубку и сразу: - Вы "такая-то"? (утвердительный мой ответ) Хорошо, давайте с вами обсудим сложившуюся ситуацию. - Какую ситуацию? - я. - Многие так говорят, но в этом ничего страшного нет. Мы вам поможем и можем расписать долг, для этого вам нужно дать только устное согласие сейчас. Вы согласны? - Не надо говорить со мной, как с душевнобольной - тут я потеряла терпение. - Представьтесь и расскажите мне, что и кому я должна. Иначе, сообщу о ваших действиях в полицию - я.

После этого положили трубку на том конце провода, я же осталась в полном недоумении. Не брала кредиты/займы, в "быстроденьгах" не участвовала, только сбербанковская кредитная карта. Сразу позвонила в банк, объяснила ситуацию, продиктовала номер, где мне ответили, что они не занимаются таким видом деятельности и скорей всего это мошенники. Я успокоилась, но через неделю звонки возобновились. Меня не желали слушать, нервное состояние стало давать сбой, продержавшись неделю, после звонков с утра и поздней ночью сама позвонила по последнему номеру, чтобы прояснить ситуацию. Оказывается, что 15 лет назад, действующий сейчас номер ( сим-карта была приобретена около 14 лет назад ) был оформлен на мою тезку, разница только в фамилии, проживающей в другом крае, городе и она брала кредит, который не погасила. Объяснившись с коллекторской службой, звонки прекратились.

Может ситуация у меня сложилась так хорошо, что я сама позвонила коллекторам - поговорила с сотрудницей, которая мне ответила. Но зачастую, мы столько вкладываем энергии и сил в “борьбе за все и со всеми", что при таких непредвиденных моментах, начинаем впадать в панику. Для начала, надо спокойным голосом попросить представиться звонящего и на основании чего он требует у вас погасить задолженность. Чью коллекторскую компанию он представляет и в каком кредитном учреждении находится якобы ваш долг. Если вы уверены в своей правоте, то вам не нужно волноваться, а нить разговора взять в свои руки, сказав при этом, что разговор записывается ( это будет сдерживающим моментом для оппонента ), не поддаваться на провокационные вопросы: “Вы согласны ….? ” Запомните, вы ни на что не согласны, поэтому надо держать себя в руках, так как любое положительное подтверждение может обернуться против вас, коллекторы тоже записывают телефонные  разговоры.

Резюмируем

  • Не повышайте голос, постарайтесь не нервничать
  • не грубите, ведите себя предельно корректно -постарайтесь выяснить, почему коллектор звонит именно вам -задавайте вопросы понятно и четко -настойчиво требуйте ответов на свои поставленные вопросы
  • никакую информацию о себе и о ком либо не сообщайте, особенно если они не отвечают на вопросы и перебивают вас
  • не разговаривайте на отвлеченные темы - в коллекторских конторах обученные профессионалы, таким образом они вытягивают у вас личную информацию. По закону, сведения, которые переданы через операторов, имеют силу. Поэтому у меня и просили согласиться на распределение долга вслух здесь и сейчас.
  • не соглашайтесь на личную встречу и уж тем более, если они просят это сделать у вас дома!
  • угрозами на угрозы не реагируйте

Постарайтесь записать ваш разговор, если дело дойдет до суда, то аудиоматериал будет весомым доказательством вашей правоты.

Основа проблемы коллекторских звонков

Очень важно для себя определиться, что вы ни у кого не были в поручителях, родственники взяли кредит и указали ваши данные, что номер сотового телефона не менялся у вас, так как может случиться, что он был указан в кредитном договоре, не погашен и предыдущий владелец сменил оператора. Если ваши доводы не привели к результатам и звонки продолжаются, вы в праве пожаловаться на коллекторов в банк, который, согласно закону, несет ответственность за противоправные действия компании, также объяснить ситуацию о том, что номер указан ошибочно и вы не знакомы с его должником. Также в праве потребовать убрать данные из базы. Если это не помогло или не удалось узнать наименование банка и компании, то выход один - написать заявление в правоохранительные органы о том, что нарушаются права и незаконно используются личные данные.

Но бывает так, что родственник взял кредит - займ, и без вашего согласия указал номер телефона. И в этом случае никто не имеет право требовать вас погасить долг. Что отражается в законодательстве:

  1. родственные отношения не влияют ни на что. Родственник не будет выплачивать задолженность, если он не является поручителем, или не получал наследство, в которое входило долговое обязательство. Или если на то нет судебного решения. Исключением являются супруги, которые могут делить долги: - при официально зарегистрированном браке - подтверждается свидетельством о регистрации брака (в случае, когда супруги являлись созаемщиками или поручителями друг у друга. И не важно, кто являлся инициатором получения кредита/займа. Поручитель и созаемщик отвечают наравне. Общие долги считаются совместно нажитыми, поэтому они делятся между супругами, находящимися в официальном браке).
  2. сожительство ни к чему не обязывает, поэтому и общих долговых обязательств не будет возникать.

Что же делать, когда звонки продолжаются

Инструкция для конструктивного разговора - подготавливаем вопросы:

  1. Просим представиться
  2. Специалистом какой компании он является и его занимаемую  должность
  3. Где расположен офис коллекторской организации
  4. Есть ли сведения у него о госрегистрации фирмы - номер свидетельства о регистрации, ОГРН, и как результат - коллектор может бросить трубку.
  5. Каким способом он может подтвердить, что имеет полномочия вести данное дело о задолженности и имеет ли поручительство от банка.

Желательно попросить перед разговором подождать, чтобы вы могли приготовить вопросы и ручку для записи важной информации. Конечно же вам еще даст это настроиться на “нужную волну”.

  • говорим с человеком, который вам звонит и задаем вышеуказанные вопросы. Пытаетесь объяснить ситуацию что вы не знаете ничего о данной задолженности и выплачивать вы не будете.
  •  если в ваш адрес начались угрозы, сразу обращаемся в правоохранительные органы и пишем заявление. Где вы объясняете о сложившейся ситуации, прикладываем распечатку звонков, поступающих от коллекторов, аудиозапись, если такая есть ( желательно иметь).
  •  если звонит сотрудник банковской организации и требует выплату долга, то обращаемся на горячую линию банка. При разговоре со специалистом сообщаете все, что вам известно о сложившейся ситуации. Также можно написать жалобу в Роспотребнадзор или ЦБ РФ.
  • можно обратиться в Роскомнадзор и так же сообщаете, что вам звонят коллекторы по чужому долгу.

Если вы действовали уверенно и четко объяснили свою правоту, звонки могут прекратиться. В случае, если вам продолжают звонить и просят погасить несуществующий долг - можете сказать, что обратитесь в прокуратуру и потребуете “компенсации причиненного вреда, в том числе и морального” (гл.8 ч.1 ГК РФ).

В моей ситуации все закончилось легко и быстро, я не зная правил “игры” и уверенная в своей правоте, сама взяла в свои руки звонок и прояснение ситуации. Теперь вы знаете, как отстаивать свои права и как вести себя со звонками от коллекторов.

Название и номер статьи, закона - Нарушение/доказательство - Нарушения

Статья 26. Банковская тайна, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1

Разглашение банковской тайны, за которое организация может выплачивать компенсацию за причиненный ущерб.

Часть 2 статьи 183 УК РФ - Разглашение или использование данных, составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе.

Часть 2 статьи 137 УК РФ - Разглашение личной или семейной информации о клиенте с использованием своего служебного положения.

Статья 138 УК РФ - Раскрытие тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений гражданина.

Статья 163 УК РФ - Вымогательство или требование в передаче имущества, денег коллекторам.

Статья 179 УК РФ - Принуждение к совершению сделки, без признаков вымогательства, если такое преступление нанесло существенный вред правам и законным интересам потерпевшего и его близких.

Статья 213 УК РФ - Хулиганство. Например, если гражданину угрожали, унижали, выражались непристойно в его сторону и использовали при этом оружие или другие предметы, которые могли стать оружием.

Статья 119 УК РФ - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Доказательства и права

Часть 3 статьи 857 ГК РФ - Опираясь на эту статью, гражданин может требовать от банковских сотрудников возмещения причиненных убытков. Это в том случае, если была разглашена банковская тайна и клиент об этом не знал.

Статья 7 ФЗ №152 «О персональных данных» - Говорит о том, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия гражданина.