Опишите исполнителя песни
Даже если вы пишете песню для себя, а не для другого исполнителя, подумайте, как воспринимают артиста слушатели. Как привлекательную соблазнительницу, плохого парня, вечно страдающего романтика, школьницу, богатую и успешную знаменитость, добродушного человека с широкой душой? Это важный вопрос, потому что от ответа на него будет зависеть стиль текста. Просторечные слова или нецензурная лексика могут с восторгом приниматься в одной среде от конкретного персонажа. Если ругаться в тексте песни будет певец, который поет для интеллигентных бабушек, целевая аудитория его не поймет и не простит. Музыканту с имиджем опасного гангстера будет к лицу агрессия, но добродушный парень такой песней только испортит себе репутацию.
Определитесь с настроением, которое вы хотите передать слушателям
Музыка — это продукт, который по мнению слушателя должен соответствовать его ожиданиям. На цифровых площадках и в социальных сетях есть плейлисты с песнями, которые предназначены для вечеринки, для свидания, для встречи весны или лета и даже для уборки. В какой плейлист попадет ваша песня? Под нее можно будет танцевать, грустить или злиться на весь мир? От настроения будет зависеть тема песни, ее текст и аранжировка.
Придумайте идею для текста песни
Если вы автор песен, то вам есть что сказать этому миру. Вы ведь поэтому пишете тексты. Если идея не приходит быстро и сразу, вспомните случай из жизни, который вызвал у вас определенные эмоции. Если вы пишете грустную балладу, то вспомните, как вы страдали от неразделенной симпатии, как вы скучали по любимому человеку. Эти истории могут стать сюжетом для баллады. Для юмористической песни подойдет смешной случай из жизни. Можно просто перечислить предметы и занятия, которые вас радуют или огорчают. Автору песен поможет найти идеи личный дневник, переживания записанные в них, вызывают яркие эмоции даже через продолжительное время.
А что делать, если вы бородатый мужчина, а пишете песню для школьницы? Можно взять за основу историю из жизни знакомой девушки. Если история вас по-настоящему трогает, то у вас получится написать искренний текст об этом. Фильмы, книги, картинки, видео и посты в социальных сетях тоже могут стать основой для текста, но есть вероятность, что кто-то их уже использовал.
Создайте набросок текста
Лучше всего начать с припева. Эта часть песни должна быть самой яркой и запоминающейся. Если припев придумать не получается, то начните сочинять текст с куплета, а припев отложите. Есть мировые хиты, в которых в припеве вообще нет текста, а есть просто забавные сочетания звуков. В куплетах важно до конца сформулировать, о чем вы хотите рассказать, можно сначала записать это без рифмы, чтобы было ясно, о чем будет идти речь в первом куплете, а о чем во втором.
Выберите темп песни и придумайте бит
С темпом важно определиться, даже если вы сотрудничаете с аранжировщиком и самостоятельно сочиняете только мелодию и текст. Когда слушатель будет включать нашу песню? Если под нее можно будет танцевать, то нужен достаточно быстрый темп, если включать в поездке и смотреть в окно на пролетающие мимо деревья, то - другой. Темп лучше не просто охарактеризовать, а записать значение метронома, например, сто ударов в минуту. Будет прекрасно, если вы сочините и запишете партию барабанов в нотном редакторе или в программе для создания музыки.
Придумайте мелодию
Сочинять мелодию лучше начинать с припева. Мелодию стоит придумать, даже если в припеве еще нет слов. Можно не прости напевать мелодию без текста, а петь на выдуманном языке, произносить произвольные сочетания звуков. Это звучит смешно, но помогает продумать ритмическую структуру мелодии. Такая импровизация может раскрепостить вас и натолкнуть на идею оригинального текста.
После того как припев готов, переходите к куплету. Будет хорошо, если вы сделаете выход на припев, который музыканты называют "бридж". Он должен гармонически тяготеть к припеву. Достигается это разрешением неустойчивых ступеней лада к устойчивым. Самая устойчивая ступень лада — первая, ее именем называется тональность. Устойчивыми ступенями лада также являются третья и пятая ступени. В ладу содержится семь ступеней, столько же, сколько нот в мажорной и в минорной гаммах. В переходе нужно создать ощущение напряжения. Даже если вы не умеете играть на инструментах, вы можете воспроизводить только бас. Самое большое напряжение создается, когда бас находится на второй или на седьмой ступени лада. Придумайте переход, который заканчивается на этих ступенях, и вы услышите, что припев звучит так, будто вы его давно ждали.
В песне может быть еще и «третья часть». Это часть песни, которая отличается от куплета и припева. Она нужна для того, чтобы третий припев звучал ярко. Использование «третьей части» поможет избежать ощущения монотонности от прослушивания песни. Эта часть тоже может быть построена по принципу тяготения неустойчивых ступеней лада к тонике. Она может выделяться и другими средствами. В песне со множеством инструментов в «третьей части» может остаться один или два инструмента. В треке со звучным вокалом певец может в этой части петь тихо. В песне с вокалом можно вставить речитатив. Здесь важен принцип использования контраста.
Доработайте текст
Когда мелодия готова, приступайте к доработке текста. Продумайте наконец-то уже припев, который выражает главную мысль. Он должен запоминаться, именно его будут знать и петь слушатели.
Доработайте текст куплета и мелодию. Не страшно, если мелодия куплета немного изменится в процессе ее совершенствования. Избегайте банальных рифм, таких как "кровь и любовь", если вы только не пишете пародию на популярные песни в стиле ретро. Глагольные рифмы тоже не являются желательными, но в танцевальной или другой легкой музыке, в смысл которой не принято вслушиваться, они могут быть уместны. Нецензурную лексику, иностранные и устаревшие слова сленг, научные и профессиональные термины нужно использовать, учитывая, кем является ваша целевая аудитория.
В классических стихотворениях в рифмуемых строчках часто содержится одинаковое количество слогов. В песне это необязательно. Если в одной строчке меньше слогов, можно растянуть гласный или сонорный согласный звук на несколько слогов, пропевая мелизмы, то есть вокальные украшения мелодии.
Может быть и отсутствие рифмы, если это уместно стилистически. Рифма воспринимается слушателем как приятное благозвучие, как консонанс в звуках. Но диссонансы, такие как малая тоже используются в музыке, хотя звучат не очень приятно. Диссонансы нужны, чтобы выразить страдание, напряжение и неустойчивость. То же самое с отсутствием рифмы. Когда человек поет о страдания, используя идеальные рифмы, это звучит не очень естественно, как бы наигранно. Но некоторые слушатели негативно реагируют на отсутствие рифмы, не считают это поэзией.
Представьте, будто ваша песня звучит на радио
Если есть мелодия и текст, песню можно считать готовой. Можно спеть ее под аккомпанемент гитары или другого инструмента. Дальнейшие доработки относятся уже к аранжировке. Если даже вы обращаетесь к услугам аранжировщика, представьте, что песня уже готова и звучит по радио или в плейлистах на цифровых площадках. Какие музыкальные инструменты там звучат? Какую партию играют барабаны, они акустические или электронные? Есть ли бэк-вокал? Где должна нарастать громкость, а где спадать? Если вы будете представлять конечный вариант песни, то вам будет легче объяснить специалисту, что вы хотите и создать именно ту песню, которую планировали.