Одной из самых престижных профессий в мире, включая и нашу страну, является летчик. Именно пилоты управляют всеми видами летательных аппаратов. К ним относятся самолеты, авиалайнеры, вертолеты и другие виды воздушной техники. Интересно, что еще относительно недавно (в период ВОВ и некоторое время после нее) пилотами называли исключительно представителей гражданской авиации, тогда как в ВВС служили именно летчики. Такое подразделение на «касты» сегодня уже не актуально из-за достаточно размытых границ в этой сфере деятельности. Однако сама классификация на гражданских и военных летчиков, конечно же, сохраняется. Причем существует еще и отдельная категория летчиков-испытателей, деятельность которых носит особый, исключительный характер героизма.
Кроме этого, на самих летательных аппаратах применяется отдельная иерархия. Так, капитаном судна является первый пилот, а его заместителем считается второй пилот. На современных лайнерах большого размера также предусмотрена должность штурмана. Поэтому молодой специалист, только что закончивший специализированное учебное заведение, свой профессиональный путь до командирского кресла будет проходить с учетом испытательного срока, существующей преемственности на данном типе воздушного судна и индивидуальной квалификации.
В настоящее время в нашей стране профессию летчика можно получить в летных училищах, куда нужно поступать после окончания общеобразовательного учебного заведения. И, конечно, потенциальному авиатору нужно четко понимать, какую непосредственно специализацию он хочет получить, так как для различных летчиков (гражданского, военного или испытателя) существуют соответственно и различные вузы.
Гражданская авиация
В настоящее время профессиональная деятельность пилота гражданской авиации в нашей стране оплачивается на самом высоком уровне. Ежемесячный доход у этих специалистов имеет нижнюю планку на уровне 70 тысяч рублей. А наиболее высокооплачиваемые специалисты получают заработную плату в размере до 450 тысяч рублей. Однако для того, чтобы приобщиться к данной профессии и стать носителем красивой формы и обладателем всех тематических привилегий, став представителем престижной авиакомпании, необходимо пройти обучение в авиаклубе или летном училище.
При этом необходимо понимать, что обучение в авиаклубе предоставит возможность соискателю летной профессии сесть в кабину лишь самолета малой авиации. А остальные должны пройти обучение в одном из следующих вузов страны:
- Московский авиационный институт;
- Санкт-Петербургский университет гражданской авиации;
- Ульяновское Высшее авиационное училище гражданской авиации.
Для поступления в эти летные вузы необходимо сдать экзамены по математике, русскому языку и физике, а также сдать соответственный норматив по физической культуре и пройти медкомиссию. После окончания вуза начинающий летчик гражданской авиации сможет получить лицензию коммерческого пилота и поступить на службу в авиакомпанию.
Летчики ВВС РФ защищают мирное небо над головой соотечественников
Военная авиация привлекает своим престижем многих перспективных молодых людей. Но только немногие из соискателей этой прославленной профессии смогут достичь желаемого результата. Ведь только крепкие духом и телом люди способны покорить стоящие на этом тернистом пути препятствия. Прежде всего, потребуется преодолеть сложность поступления в тематический вуз и обучения в нем. Важно понимать, что управление боевым самолетом, оснащенным самыми современными видами технического оборудования и вооружением, представляет собой очень высокий уровень квалификации. Также придется освоить и тактику действия в боевых условиях, сопряженных с угрозой для собственной жизни.
Следует понимать, что боевая авиация подразделяется на следующие виды самолетов: истребители, бомбардировщики, разведчики, военно-транспортные самолеты, боевые вертолеты и самолеты вспомогательного назначения. Поэтому еще до самого процесса обучения необходимо четко определиться со спецификой предстоящей службы в ВВС России.
А сам процесс овладения престижной специальностью может осуществляться двумя способами.
Во-первых, выразить желание служить в составе Военно-воздушных сил РФ можно при прохождении регистрации в военном комиссариате. При соответствии физического состояния и уровня интеллектуальной подготовки призывника срочной службы его, скорее всего, отправят в соответствующую воинскую часть. Однако стопроцентной гарантии в данном случае просто нет.
Самым надежным способом получить вожделенную специальность является поступление после получения аттестата о среднем образовании в военное авиационное училище. Перечень таких летных вузов в нашей стране достаточно широк, что позволяет сделать выбор даже по территориальному признаку. Однако самой престижной считается Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.
При выборе такой героической профессии каждый поступающий в военный летный вуз должен четко отдавать себе отчет в том, что последующая служба в составе ВВС РФ может потребовать от будущего авиатора принимать участие в боевых действиях. А это непосредственно связано с угрозой собственной жизни и применением оружия в целях поражения техники и живой силы противника. Именно этот жесткий фактор, как правило, и является основополагающим при оставлении военной карьеры пилотами. Нужно всегда помнить, что военный летчик – это прежде всего защитник Отечества и участник многих боевых операций.
Летчики-испытатели
Довольно редкая и почетная профессия пилота-испытателя может по праву считаться героической. Ведь в число по-настоящему избранных попадают исключительно самые лучшие авиаторы. Эти небесные асы, прекрасно зарекомендовавшие себя в профессии еще на этапе военных пилотов, становятся летчиками-испытателями только после серьезного послужного списка. Не менее пяти лет безупречной службы на современных боевых самолетах, как правило, становятся тем необходимым нормативом, подтверждающим реальную высокую квалификацию летчика, претендующего на должность испытателя.
Основной задачей летчика-испытателя является практическое опробование новой авиационной техники в реальных условиях. Причем эти героические пилоты должны не просто справиться с управлением новейших разработок авиационной промышленности, но и, самое главное, выявить возможные недочеты и недоработки конструкторов и изготовителей. Ведь только после соответствующих испытаний новые модели авиационной техники поступают в серийное производство и эксплуатацию. И цена вопроса здесь равняется многим человеческим жизням и финансовым ресурсам. Эта профессия связана с непосредственным риском для жизни, ведь именно летчики-испытатели первыми принимают на себя все возможные нюансы при практических испытаниях, которые проводятся на экстремальных скоростях и при запредельных нагрузках, связанных с опробованием маневренности.
Очевидные достоинства и издержки профессии
Конечно же, профессия летчика в нашей стране представляет собой сегодня воплощение особого престижа и гордости. Причем этот фактор очень гармонично сочетается с достойной оплатой труда, что также немаловажно. Достоверно известно, что многие пилоты получают настоящее удовольствие, связанное с выбросом адреналина при управлении самолетом. Кроме того, многие летчики получают в качестве бонуса возможность увидеть многие страны мира. Естественно, это относится в первую очередь к пилотам гражданской авиации, которые работают в крупных авиакомпаниях.
Но есть и, как говорится, «обратная сторона медали», связанная с существенным риском для жизни и здоровья.