Слово «евхарстия» в христианстве переводится с греческого языка как «благодарение». Однако среди верующих людей, приобщенных к РПЦ, получили распространение такие наименования, как «святое причащение» или «святое причастие». Употреблять в общении можно оба варианта этого святого таинства. А этимология данного понятия относится к приобщению Тела и Крови Спасителя. То есть, во время вкушения верующие в Господа становятся причастными к Нему.
Сам Иисус Христос установил все семь таинств церкви, а потому и Святое Причастие имеет своим истоком божественное происхождение. Оно предназначено на изменение духовной жизни верующего человека и признается всеми христианскими общинами в мире.
Таинство Святого Причастия: общие понятия
На памятной всем верующим в Господа Тайной вечере произошла последняя Его трапеза с двенадцатью учениками, после которой произошло предательство Иуды и распятие Сына Божия. Именно во время этой трапезы Христос произнес слова: «Примите и ешьте, это есть Тело мое, - взял хлеб и преломил его, благословив, а потом и чашу с вином предложил своим сотрапезникам, - пейте, это Кровь моя».
Церковь учит своих последователей причащаться святых таинств, во время которых происходит сакральное единение душ верующих с Ним. В этот таинственный момент внутри причащающихся людей происходит мистическое воспламенение Христовой любви, которая защищает их от греховного падения и порождает благодетели. Происходит небесное очищение души и тела, которое является непосредственным предшественником наследования Царствия Небесного, где правит Бог Отец с Сыном Своим силою Духа Святого.
Необходимость таинства
Согласно Священному Писанию человечеству известно, что первые христиане старались ежедневно причащаться святых таинств. Это было связано с тем, что прародители современных верующих каждый день были готовы воссоединиться с Самим. Они вели очень строгий образ жизни, имея постоянно только праведные мысли и совершая безгрешные поступки. Кроме того, они постоянно постились. Современный человек, как правило, не имеет возможности вести такой благочестивый образ жизни, а потому ему рекомендуется причащаться, хотя бы во время постов.
Однако в идеальном случае мирянам следует стремиться совершать таинство причащения каждую неделю. Священнослужители призывают прихожан делать это как можно чаще, ведь современная жизнь полна различных искушений, и только святые Тайны Христовы способны придать человеку достаточно сил, чтобы удержаться от них. Кроме того, нужно всегда помнить, что смерть может прийти к человеку каждую секунду жизни. А потому готовность отойти в мир иной должна сопровождаться соответствующим духовным очищением, которое дается верующим только во время Святого Причастия.
Для того чтобы даты причащения были к человеку более близки по идентификационному признаку, можно составить график причащения, привязанный, например, к дням рождения, датам бракосочетаний, дням памяти родных и прочим важным событиям в личной жизни каждого. Конечно же, никто никого не может неволить в столь важном деле, как исповедание и причащение. Причем нужно помнить, что приобщение к таинству причащения возможно только после исповедания, которое подразумевает духовное очищение через покаяние. Вообще каждый христианин должен иметь своего духовника в лице, например, священника своей церкви, с которым он всегда может обсудить все нюансы столь деликатного и важного дела.
Как подготовиться к Святому Причастию
Подготовка к причащению включает в первую очередь в себя пост, который должен длиться не менее трех дней перед таинством. Важно понимать, что пост касается не только вкушения постной пищи, но и вообще качества физической и духовной жизни. В это время необходимо воздержаться от сексуальной близости и сосредоточиться на духовном аспекте, исключив из числа ежедневных забот бытовые мелочи. Все мысли должны быть заняты подготовкой к причащению. А для этого желательно очень внимательно выполнять декламацию утренних и вечерних молитвенных правил и при возможности посещать богослужения в храме.
Особенно важно посетить вечернюю службу накануне причащения. А перед сном кроме обычного свода молитв следует прочитать правило ко святому причащению, которое состоит из канонов, совмещенных ко святому причащению и акафиста Иисусу Сладчайшему. Помимо этого, декламируется канон последования ко святому причащению, состоящий из вечерних и утренних молитв.
Важно помнить, что после полуночи запрещено пить и есть полностью, так как желудок должен быть полностью очищен от яств и пития при прикосновении к Святой Чаши. Причастию предшествует исповедь, которая дает возможность полного духовного очищения перед соитием с Телом и Кровью Спасителя. Женщинам нужно знать, что в дни месячного цикла им нельзя причащаться, а также это относится к роженицам, которые могут приобщиться Святого Таинства только после прочтения очистительной молитвы на сороковой день после родов.
К Святой Чаше нужно подходить без суеты, когда будут открыты царские врата. Причастник должен наложить на себя крест и сложить руки на груди (правая рука сверху). Подходить к Чаше необходимо с правой стороны, учитывая очередность причащения. Служители алтаря, монахи, дети, женщины и мужчины – таков порядок осуществления причастия. Святые Дары принимаются после того, как причастник громко и внятно произносит свое имя.
Нельзя креститься, касаться чаши и разговаривать во время приема Святых Даров! После того как Тело и Кровь Христовы были пережеваны и проглочены нужно подойти к столику с запивкой, где и запить поданный антидор. После этого нужно занять свое место в храме для продолжения службы. Важно знать, что причащаться больше одного раза в день запрещается. Также в день причастия запрещается вставать на колени. Это правило не относится только к Великому посту и Великой субботе перед Плащаницей Христа.
После приема Тайн Христовых необходимо прочитать благодарственные молитвы (в храме или дома), начинать которые следует троекратным славословием «Слава Тебе, Боже». Важно в этот день сохранять чистоту души, воздерживаясь от многословия и житейской суеты.
Особого внимания заслуживает евхаристия болящих. С самого начала своей деятельности Церковь специально ухаживала за больными людьми, памятуя о том, что причастие является отличным душевным и телесным лекарством. Для этого священники сами приходят при необходимости причащения к больным на дом. Уникальный характер причащения в данном случае состоит в том, что священник приносит с собой часть Святых Даров в потире. Читаются «Приидите, поклонимся…» (трижды), Символ Веры и стандартные молитвы ко причастию. Больной обязан перед причащением исповедоваться.
Каноны ко Святому Причащению
Совмещенный канон ко Святому Причащению включает в себя Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, Молебный канон ко Пресвятой Богородице и Канон к Ангелу-Хранителю. Весь этот порядок канонического прочтения состоит из восьми песен и трех молитв.
Последование ко Святому Причащению читается в ночь перед таинством, включая и утреннее чтение.
Каноны ко Святому Причащению состоят из шести песен, кондака, гласа 2, песен 7-9, молитвы ко Святой Троице, молитвы Господней и тропаря дня или праздника.