Самолеты могу быть легкими и тяжелыми, различаться по маневренности и оперению, подъему носовой части. Очень важно при аварийных посадках помнить об этом. Например, легкому самолету будет легче сесть на трассу, чем тяжелому. Тяжелый самолет в таком случае столкнется с большим сопротивлением, и пилоты могут потерять управление. При посадке на воду учитывается форма носовой части, форма крыльев, форма всего. При малейшем неверном движении самолет может перевернуться и взорваться.
Посадка на трассу
Чтобы посадить самолет на автотрассу, пилоту необходимо согласовать это с диспетчером. Диспетчер связывается с местной полицией, а полиция в свою очередь должна позаботиться о том, что бы шоссе стало пустым. Все это должно происходить очень быстро и оперативно. Если у самолета серьезные неполадки, такие как отказ двигателей или нехватка топлива до ближайшего аэропорта, у экипажа просто нет времени ждать, пока трасса освободится. Хотя были случаи, когда самолет сажался и на трассу с автомобилями, и на запасную трассу.
- 4 октября 2013-го в Сан-Хосе удалось посадить самолет на участок трассы, который был срочно освобожден. Необходимость в посадке была вызвана поломкой двигателя.
- 20 августа 2012-го легкий самолет приземлился в Латвии на шоссе, чем вызвал пробку длинной в несколько километров.
- 5 апреля 2010-го в Австралии самолет приземлился на запасную незагруженную полосу. Все выжили, но самолету серьезно досталось.
- 25 августа 2009-го у самолета «Сессна» в Калифорнии из-за нехватки топлива просто остановился двигатель. Самолет был экстренно посажен на трассу, один автомобиль пострадал.
Посадка на воду
При посадке на воду успешность зависит от мастерства экипажа, в частности капитана корабля. Капитан должен учитывать не только тип водоема, на который он сажает самолет, но и состояние воды в данный момент. Кроме этого пилоту необходимо знать особенности своего самолета, потому что это может очень повлиять на посадку самолета на воду. Если не убрать шасси, то самолет ждут большие перегрузки, и он может перевернуться. Такие часть самолета, как крылья, хвост и носовая часть, тоже своей формой влияют на посадку самолета на воду.
Тяжелый самолет посадить на воду легче, чем легкий. Б будет лучше, если поверхность воды будет спокойной. Посадка может производиться перпендикулярно или параллельно линии гребня зыби. Тем не менее, при спокойной воде пилоту будет сложнее определить расстояние до воды.
Посадка в тайге
Единственный самолет, севший в тайге, приземлился в республике Коми 7 сентября 2010 года. Тогда у самолета полностью отключилось электропитание, из строя вышли все бортовые компьютеры, все оборудование. Капитан корабля Евгений Геннадиевич Новоселов был вынужден посадить самолет на заброшенном аэропорту Ижма. Там не было необходимого оборудования. Удивительно, что ВПП, несмотря на то, что аэропорт больше не работал, была пригодна для посадки. Ее по личной инициативе двенадцать лет поддерживал начальник подразделения «Вертолетная площадка Ижма» Сотников Сергей Михайлович. Капитан совершил посадку корабля, ориентируясь в пространстве без приборов.
В октябре 2010-го капитану и второму пилоту присвоили звание «Героя России», а за совершенный подвиг бортпроводников наградили Орденами Мужества. Через два года работник аэропорта тоже получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.