Постапокалипсис как популярный жанр
На протяжении всей человеческой истории предсказания о гибели мира пользовались особой популярностью, но как жанр постапокалиптика начала формироваться только в начале 19 века. Новорожденный кинематограф не рассматривал идею о конце света как кассовое зрелище, и поэтому до середины 20 века все фильмы этого жанра можно буквально перечислить по пальцам.
Особого внимания в этом списке заслуживает, пожалуй, всего одна лента – британский черно-белый научно-фантастический фильм 1936 года «Облик грядущего» (Things to Come), снятый по одноименной книге Герберта Уэльса. Продюсер и режиссер У. К. Мензис не только попросил знаменитого фантаста создать сценарий, но и позволил ему деятельно участвовать в подборе актеров, утверждении костюмов и даже съемке фильма. Однако на этапе монтажа большинство отснятых сцен было вырезано без какого-либо согласования с писателем.
После Второй мировой войны и изобретения ядерной бомбы, когда возможность уничтожения мира перестала быть гипотетической и вошла в мировое сознание, вызвав волну массовых психозов, постапокалиптика стала одним из самых востребованных жанров, чья популярность не снижается десятилетиями.
Конец привычному миру приходит не только из-за ядерного холокоста, но и в результате пандемий, инопланетного вторжения, восстания машин, экологического коллапса, необъяснимых сверхъестественных явления и традиционно – согласно божественной воле. Постапокалиптический фильм может быть посвящен событиям, происходящим сразу после катастрофы или же миру, сформировавшемуся спустя годы на обломках нашей цивилизации, как правило, собранному из обломков технологий и общественных ценностей.
«Военная игра» (The War Game, 1965)
Наученное историей с массовой паникой во время радиотрансляции романа Уэльса «Война миров», британское правительство запретило показ телевизионного фильма режиссера Питера Уоткинса «Военная игра». Снятый как телерепортаж о последствиях термоядерной атаки СССР на Британию, фильм в скупых, «документальных» красках рисует весь ужас выживания в последовавшем хаосе. Армия сжигает трупы, полиция стреляет в людей, грабящих продовольственные склады, политика правительства ведет к восстания, и среди всего этого история нескольких детей-сирот, ищущих свое будущее в новом мире. Фильм заканчивается кадрами рождественской службы в разрушенной церкви, на которой викарий тщетно ищет слова надежды для своей немногочисленной выжившей паствы.
Несмотря на ограниченный театральный прокат, фильм получил сразу несколько престижных наград, включая «Оскар» 1967 года за лучшее документальное кино. По британскому телевидению его показали через 20 лет после создания, за неделю до сороковой годовщины бомбардировки Хиросимы.
«Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968)
Поклонник ли вы культового сериала «Ходячие мертвецы» (Walking Dead) или вам больше по душе комедийный-экшен «Нация Z» (Z Nation), играете ли вы в «Обитель зла» (Resident Evil) или зачитываетесь комиксами про зомби – скажите спасибо Джорджу Ромеро. Именно в его фильме «Ночь живых мертвецов» ожившие трупы впервые приобрели знакомые многим черты и привычки.
История о семерых незнакомцах, оказавшихся в центре зомби-апокалипсиса, начиналась как независимый американский фильм ужасов с бюджетом чуть больше 100 тысяч долларов. В прокате фильм собрал более 30 миллионов и не смотря на то, что изначально подвергся жесткой критике, в конечном счете получил признание как «культурно, исторически и эстетически значимый».
После первого фильма Ромеро снял еще пять, хотя и не являющихся прямым продолжением друг друга, но объединенных единой темой. Поклонник франшизы называют лучшее ее часьтю фильм 1978 года «Рассвет живых мертвецов» (Dawn of the Dead). «Когда в аду больше нет места, мертвые приходят на землю» - гласит его рекламный слоган.
В 1990 году на экраны вышел ремейк первой части с тем же названием, но несколько измененным сценарием, правки в который вносил сам Ромеро. За ним последовала целая серия «переосмыслений», к которым культовый режиссер не имел уже никакого отношения.
«Планета обезьян» (Planet of the Apes, 1968)
Еще один фильм, выпущенный в 1968 году, стал классикой жанра и вошел в список журнала Empire, как один из 500 «величайших фильмов всех времен». Речь идет о «Планете обезьян» Франка Шаффнера. Это постапокалиптическая научная-фантастика о будущем, в котором обезьяны не только превратились в существ наделенных развитым интеллектом и речью, но и создали свой общественный строй, в то время как люди немы и ведут первобытное существование. Одним из самых сильных моментов фильма многие признают кадры в конце киноленты, в которых герой осознает, что планета, на которую приземлился его космический корабль не какая-то «новая», а старая добрая Земля, но спустя сотни лет после ядерной войны.
За первой лентой последовали еще четыре продолжения, два ремейка, серия комиксов, а также телевизионный и мультипликационный сериалы.
«Парень и его собака» (A Boy and His Dog, 1974)
И снова земля после ядерной войны. По бескрайней пустыне бредут двое – молодой парень и его собака. Юноша добывает еду, а пес – жертва генной инженерии, наделенная телепатическим даром, но лишенная возможности добывать себе пропитание – ищет для своего спутника женщин и предупреждает о многочисленных опасностях. Мародеры, мутанты, взбесившиеся андроиды, подземные города, политические интриги и щедрая доза мужского шовинизма в самом конце – вот, что ждет вас в этом фильме, единственной режиссерской работе актера Л.К. Джонса.
«Сталкер» (1979)
Фильм Андрея Тарковского сочетает в себе элементы научной-фантастики и философской притчи. Хотя идея снять киноленту возникла у режиссера после прочтения романа «Пикник на обочине» братьев Стругацких и сами авторы работали над сценарием, по словам Тарковского «фильм не имеет ничего общего с романом, кроме слов «Сталкер» и «Зона».
«Безумный Макс» (Mad Max, 1979)
Австралийский боевик режиссера Джорджа Миллера на протяжении двадцати лет занимал первое место в книге рекордов Гиннесса, как фильм с наибольшим соотношением прибыли к затратам. На зрелищную киноленту было потрачено около 500 тысяч долларов, 30 из них ушло на гонорар Мелу Гибсону, для которого роль Макса Рокотанского стала первой ступенью к голливудскому Олимпу. В мировом же прокате боевик собрал порядка 100 миллионов долларов.
За первым фильмом последовало три сиквела и не исключено, что выйдет и четвертый. В 2016 году боевик «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road) стал первой лентой из франшизы, получившей десять номинаций на «Оскаров» и взявшей шесть из них. Влияние сериала на массовую культуру очевидно – отсылки к франшизе можно найти в художественных и телевизионных фильмах, литературе, комиксах, компьютерных играх. Режиссеры Гильермо дель Торо, Роберт Родригес, Дэвид Финчер, Джеймс Кэмеронм называют вторую часть «Воин дороги» (Mad Max 2: The Road Warrior, 1981) среди своих любимых фильмов.
«Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner, 1982)
Свободная адаптация рассказа Филипа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?», снятая режиссером Ридли Скотом, яркий пример нео-нура. Медленный темп, футуристический визуальный ряд, мрачный саундтрек и главное сложный, двусмысленный и неопределенный сюжет сделали фильм одним из лучших образцов жанра. В октябре 2017 года на экраны вышло продолжение истории о мире будущего «Бегущий по лезвию бритвы 2049» (Blade Runner 2049), где проблеме различия людей и репликантов, «острая, как лезвие бритвы» снова потребовала переосмысления.
Письма мертвого человека (1986)
Мрачный советский научно-фантастический фильм о мире после ядерного взрыва, спровоцированного случайной ошибкой компьютера. Главный герой, крупный ученый, отказывается от своего места в бункере, где спасаются немногие выжившие, чтобы остаться с умирающими детьми. Название фильма – отсылка к письмам, которые пишет георй своему погибшему сыну, размышляя о том, как человечество пришло к такому трагическому итогу.
Деликатесы (Delicatessen, 1991)
Постапокалипсис, ужасы и черная комедия – все смешалось в фильме режиссеров Жан-Пьера Жене и Марка Каро. В мире, где простая еда - редкость, мясо – особенный деликатес. И некоторые готовы съесть ближнего своего не только фигурально, но и буквально.
12 обезьян (12 Monkeys, 1995)
Брюс Уиллис, Брэд Питт и Кристофер Пламмер – таков звездный состав фильма знаменитого режиссера Терри Гиллиама, в котором можно увидеть не только картины постапокалиптического будущего, но и путешествие в прошлое, спровоцировавшее это будущее. Создатели киноленты мрачно препарируют природу человеческих воспоминаний, их влияние на восприятие реальности, воздействие современных технологий на способность людей общаться друг с другом.
«28 дней спустя» (28 Days Later, 2002)
Прежде чем постапокалиптическая драма Дэнни Бойла превратится в лихой зомби-хоррор с сумасшедшими военными и странным вирусом, вы успеете до мурашек проникнуться пугающе спокойными видами пустынного безжизненного Лондона. Эти великолепные панорамы внушают страхе, в том числе и потому, что сняты как бы на любительскую кинокамеру, придавая всему происходящему налет документальной драмы.
Монстро (Cloverfield, 2008)
Фильм «Монстро» стал первым в франшизе из трех фильмов, объединенных общим бедствием – гигантским 76 метровым монстром, с которого осыпаются инопланетные паразиты, оснащенные зубами, когтями, панцирями и четырьмя парами глаз. От укуса паразита человек истекает кровью сквозь кожу и глазные яблоки, его туловище распухает и после разлетается на кусочки. Первый фильм снят в манере cinema verite – документального повествования, как нарезка с личной видеокамеры, найденной Министерством обороны США и приобщенной к делу, названному «Кловерфильд».
Поклонник франшизы особенно выделяют вторую часть – Кловерфильд, 10 (10 Cloverfield Lane, 2016) – научно-фантастический психологический триллер, почти камерную историю женщины, после аварии очнувшейся в подземном бункере с двумя мужчинами, уверяющими ее, что весь остальной мир больше никогда не будет прежним. Третья часть – Парадокс Кловерфилда ( The Cloverfield Paradox, 2018) – космическая фантастика с путешествиями в параллельную вселенную.
«Дорога» (The Road,2009)
«Дорога» - постапокалиптическая драма, снятая режиссером Джоном Хиллкоутом по мотивам одноименного романа лауреата Пулитцеровской премии Кормика Маккарти. В мире, который катастрофа превратила в пустыню, где гибнет все живое и банды мародеров рыщу в поисках самого очевидного источника пищи – других выживших, отец пытается защитить своего сына и сохранить в себе и ребенке хоть немного человечности. Мрачный, унылый, мучительный фильм, далеки от коммерческого успеха, но положительно встреченный критиками.
Бремя (Cargo, 2017)
Один из самых человечных и печальных фильмов о зомби-апокалипсисе от австралийский режиссеров Бена Хоулинга и Иоланды Рамке. У героя Мартина Фримена есть всего лишь 48 часов до того, как он превратится в зомби и за это время он должен найти безопасный дом для своей малютки-дочери.
«Тихое место» (A Quiet Place, 2018)
В 2020 году почти все население Земли уничтожено существами неизвестного происхождения, атакующими все живое, что издает звуки. У существ бронированная кожа и тончайший слух. В этом постапокалиптическом мире пытается выжить семья – отец, беременная мать и двое детей. Они уже потеряли третьего ребенка и готовы на многое, чтобы защитить оставшихся. Однако слабое место у монстров суждено найти не взрослым, а их слабослышащей дочери. Критики высоко оценили киноленту, назвав ее не только «ужасно пугающей», но и «умной». Анонсировано продолжение фильма, которое должно выйти на экраны не ранее 2020 года.
«Птичий короб» (Bird Box, 2018)
Одновременно с «Тихим местом», где к гибели человечество приводит способность издавать звуки, вышел и триллер, где бедой человеку грозит зрение. Этот постапокалиптический мир населен существами, способными свести с ума и заставить покончить с собой каждого, кто посмотрит на них. Теперь, если вы хотите выжить, стоит взять с собой короб с птицами, которые чувствуют приближение сверхъестественных сущностей. Вот так, с птичьим коробом и двумя малышами на руках, нужно пройти мимо реки и через лес героине фильма, чтобы попасть в безопасное убежище.
Появление фильма привело к флешмобу #BirdBox, в котором люди пытаются производить повседневные действия с повязками на глазах.