Рождение поэта
В последний день жаркого августа 1880 года незнакомка с младенцем на руках и двумя приятелями появилась в одном из полицейских отделений Рима с заявлением, что нашла этого ребенка на улице и готова принять его в свою семью. Мальчика тут же крестили, он обзавелся именем Джульемо Альберто Дульчини, женщина стала готовить документы на усыновление.
А второго ноября того же года в полиции появилась польская аристократка из обедневшего рода Анжелика Костровицкая и потребовала вернуть ей сына. Она не смогла объяснить, как ребенок оказался на улице, но доказала, что является его матерью и назвала точную дату появления младенца на свет – 25 августа. Эта дата стала официальным днем рождения Вильгельма Вонж-Костровицкого.
Семья
Родословная Вильгельма изобилует противоречивыми фактами. Принято считать, что дед поэта был активистом знаменитого польского восстания 1863-го, был арестован, сослан в Сибирь, откуда сбежал и пробрался в Италию. Мать, Анжелика, отличалась крайне распутным образом жизни и была чрезвычайно азартна, спустив все наследство на рулетке.
Личность отца Вильгельма – тайна, покрытая мраком. Он и сам любил распускать всевозможные, порой шокирующие слухи о папочке, называя в числе «кандидатов» на эту «должность» даже Папу Римского. Принято считать, что отцом поэта является Франческо Флуджи д’Аспермонт, итальянский военный офицер, но законного мужа у ветреной Анжелики не было никогда. У Вильгельма был младший брат по имени Альбер, который повторил судьбу старшего – сначала мать подбросила его к дверям какого-то дома, а спустя время со скандалом вернула.
Образование
Все свое детство Гийом провел в Монако. Сначала он грыз гранит науки в лицее Сен-Шарль, а по его окончании поступил в каннский колледж, откуда вскоре был исключен за хранение литературы весьма вульгарного содержания. Семнадцатилетний Аполлинер вместе с матерью переехал в Ниццу и продолжил образование там, поступив на курсы риторики. Анжелика играла в казино и заработала прозвище «красивая авантюристка», а будущий поэт подружился с Анжем Туссен-Люкой и вместе с ним начал выпускать журнал, наполненный стихами, сплетнями и политическими статьями.
Творчество
Итальянские корни дали ему гордый профиль, импульсивный характер и искрометное чувство юмора, а славянские предки одарили Вильгельма склонностью к тонкой лирике и философским рассуждениям. Первая серьезная работа Гийома появилась лишь в 1899 году, когда он написал цикл «Ставло», влюбившись в Марию Дюбуа, дочь владельца ресторана. В том же, 1899 году Гийом с матерью и братом переехал в Париж, оставив первую любовь за спиной из-за каприза Анжелики. Личная жизнь и творчество тесно переплетались в карьере поэта. Очередной музой стала сестра приятеля, 16-летняя Линда да Сильва, но и это увлечение продлилось недолго – вплоть до знакомства с художницей Лорансен в 1907-м.
В начале XX века Аполлинер активно занимался публицистикой, писал и работал в различных журналах и эпатировал публику своими мистификациями. Так, в журналах 1909 года стали появляться публикации некоей Луизы Лаланн, по общему мнению, весьма незаурядной женщины, тонко чувствующей искусство, обладающей выдающимся лирическим талантом. Как оказалось, это был всего лишь розыгрыш Гийома, который и творил от имени Луизы.
К 1910 году вокруг Гийома сформировался кружок молодых деятелей искусства, которые называли себя сюрреалистами – термин, придуманный Аполлинером, чтобы обозначить новые веяния. В 1911 году Аполлинер оказался за решеткой почти на неделю по обвинению в попытке украсть из Лувра картину «Мона Лиза» – и это тоже оказалось очередной эпатажной выходкой.
Проза и поэзия Аполлинера несли на себе отпечаток карнавального розыгрыша в сочетании с меланхолической лирикой. Его творчество на многие годы определило направление развития изобразительного искусства, музыки и литературы в Европе.
На фронте весной 1916 года, Гийом был ранен в голову и перенес сложную операцию, которая серьезно подорвала его жизненные силы. Спустя два года на Францию обрушилась эпидемия испанского гриппа, и одной из ее жертв стал Гийом Аполлинер, которого друзья и благодарные почитатели похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.