Биография Эдуарда Артемьева
Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где его родители-москвичи оказались проездом по работе. Отец и мать композитора, Артемьев Николай Васильевич и Артемьева Нина Алексеевна, из-за особенностей работы были вынуждены очень часто переезжать. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в Москву к дяде, Николаю Демьянову – известному профессору Московской консерватории и талантливому дирижеру хора.
Именно в исполнении Николая Демьянова маленький Эдуард услышал сочинения Скрябина и начал восторгаться музыкальными произведениями. В доме дяди была огромнейшая библиотека с популярной мировой музыкой, именно она и воспитала талантливого композитора. С самого детства Эдуард предпочитал произведения Стравинского, Беллини, Дебюсси, Доницетти, Пуччини.
Свои первые музыкальные шедевры юноша сочинил в период обучения в Московском хоровом училище под руководством Мераба Парцхаладзе. В 1955 году молодой композитор закончил обучение и поступил в консерваторию им. Чайковского в Москве. В консерватории Артемьев проучился 5 лет на композиторском факультете, именно эти годы оставили незабываемый отпечаток в музыкальном развитии талантливого композитора.
Карьера. Период электронно-инструментальной музыки
По окончании консерватории в 1960 году Эдуард Артемьев познакомился с инженером Мурзиным, создателем одного из первых в мире музыкального синтезатора. С подачи инженера композитор занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки. Внимание Эдуарда привлек электронный синтезатор АНС с фотоэлементами, шедевральное изобретение инженера, после чего в музыке появилось новое направление «электронная музыка».
Параллельно он работал программистом в НИИ, а экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина в период с 1961 года по 1963 год. В тот период композитор часто писал статьи, в которых описывал преимущества электромузыки. Его заметки об электронной музыке отличаются глубоким познанием и пониманием нового музыкального направления.
В 1966 году Эдуард Артемьев начал свою профессиональную деятельность в первой созданной в СССР студии по производству электронной музыки. В этот период им было создано непревзойденное, знаменитое произведение «Мозаика», которое получило призы на многих европейских музыкальных фестивалях.
До 1970 года Артемьев работал в стиле авангарда. В этот период творчества композитора были созданы следующие произведения:
- одночастный концерт для альта,
- сюита для женского оркестра и хорового коллектива «Лубки»,
- музыка к пантомиме «За мертвыми душами»,
- симфоническая сюита «Хороводы»,
- кантата «Вольные песни»,
- оратория на стихи А. Твардовского «Я убит под Ржевом».
Более ранние электронные композиции Эдуарда создавались в момент активного изучения прибора АНС, частью они были посвящены демонстрации нереальных возможностей данного непревзойденного инструмента. Это композиции: «Этюд», «Звездный ноктюрн», «В космосе» и «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариация в один тембр». Последняя была особенно оценена специалистами, эта уникальная композиция оставила неизгладимый отпечаток в мировой электромузыке.
В 70-х годах Артемьев сочинил следующие произведения: поэма «Человек у огня», симфония «Пилигримы», симфония для скрипки «Семь врат в мир Сатори», рок-композиция «Мираж», кантата «Ритуал», цикл «Тепло земли», поэмы для сопрано и синтезатора «Белый голубь», «Лето», «Видение».
Необычные для того времени музыкальные произведения Эдуарда Артемьева распространились по всему миру. В 1989 году в Бурже проходил Фестиваль электромузыки, на котором была представлена композиция Артемьева «Три взгляда на революцию». Композиция произвела огромный фурор.
В газете Diario de Lisboa об Артемьеве появилась заметка со словами «Его музыка могущественна, совершенна, неповторима». В 1990 году компанией «Электрошокер Рекордз» впервые была выпущена пластинка под названием «Музыкальные приношения» с известными и культовыми произведениями всех композиторов, работавших на АНСе. Пластинка была посвящена памяти инженера Е. Мурзина, в нее вошли два известнейших произведения Артемьева «Двенадцать взглядов на мир звука» и «Мозаика».
Параллельно с творчеством, с 1964 по 1985 год Эдуард Артемьев преподавал инструментальную музыку в Институте культуры. Эдуард Николаевич был заинтересован в музыкальном просвещении молодежи и проводил многочисленные мастер-классы, читал познавательные лекции.
Музыка Артемьева в кино
В 60-х годах кинематографисты проявляли огромный интерес к работе композитора в электромузыке. Первой такая музыка использовалась в качестве сопровождения кино о космосе. Дебютной кинокартиной для композитора стал фантастический фильм «Мечте навстречу».
Эдуард Артемьев написал все саундтреки к картине «Арена». И именно с этого фильма началось плотное сотрудничество композитора с кинематографом. Он первым начал широко использовать в кинолентах электронный звук. Музыкальные композиции к кинолентам Андрея Тарковского были записаны на компакт-диск в 1990 году в Голландии. Суда же вошла композиция «Посвящение А. Тарковскому».
Личная жизнь Эдуарда Артемьева
Эдуард Артемьев женат на Изольде Артемьевой, преподавателе Училища при МГК имени П.И. Чайковского, также талантливейшем музыканте. По словам Артемьева, он счастлив в браке. У супругов есть сын, также композитор и медиа-художник, работающий сегодня в жанре экспериментальной электромузыки.