Ранние годы
Карлос Гон родился 9 марта 1954 года в Порту-Велью, Бразилия. Несколькими годами позже семья переехала в Бейрут (Ливан), где мальчик окончил колледж Notre-Dame de Jamhour. После школы Карлос поступил в Политехнический университет, где получил высшее образование, а затем и ученую степень. Сразу после окончания учебы Гон получил престижную работу во французской компании Michelin & Cie, крупнейшем поставщике автомобильных запчастей и комплектующих. Там Карлос проработал 18 лет, получив бесценный опыт и достигнув небывалых карьерных высот. Так, в 30 лет Гон был назначен главным операционным директором южноамериканского филиала Michelin. Для этого он лично отправился в Рио де Жанейро, где во время работы напрямую подчинялся самому Франсуа Мишлену. Перед Гоном стояла задача вывести из кризиса убыточный филиал. Исключительная тактика бизнесмена и правильные решения помогли достигнуть поставленной цели: менее чем за два года филиал вышел на прибыль.
В 1990 году Карлос Гон был назначен генеральным директором Michelin North America, которая принадлежала холдингу Renault. Он контролировал инженерные работы, развитие, исследования, операционную деятельность, которой занималась компания в Северной Америке.
Взлет карьеры и возрождение Nissan
В 1999 году Гон приобрел 36,8% акций Nissan и вскоре присоединился к компании в качестве генерального директора, став президентом в 2000 году. При этом он сохранил свои позиции в Renault. В то время Nissan имел долг в 20 миллиардов долларов и лишь единицы из обширного модельного ряда этой марки были прибыльными. Повернуть вспять будущее Nissan было практически невозможно, и Гон пообещал покинуть компанию, если он не сможет ничего сделать со сложившейся ситуацией в ближайшее время.
В ту эпоху многие обвиняли Карлоса Гона в довольно-таки радикальных методах управления. Решения топ-менеджера на самом деле были настоящей «шоковой терапией». Гон сокращал издержки везде, где это представлялось возможным. Раздутый до невероятных размеров бюрократический штат был почти полностью упразднен. Были закрыты 5 заводов. В целом работу потеряли более 20 тысяч человек, что для Японии, славящейся стабильностью рабочих мест, стало настоящим потрясением. Благодаря подобным мерам финансовые показатели Nissan демонстрировали поразительные результаты: на смену убыткам в 6 млрд. появилась прибыль в размере 2,7 млрд. долларов. Более того, трехлетний антикризисный план Гона был реализован всего за год. Он стал инициатором ключевых фундаментальных изменений в Nissan, которые быстро превратили его в процветающий бизнес.
Прежде всего, в модельный ряд были введены ультрасовременные и практичные кроссоверы, соединяющие в себе максимальную функциональность и адекватную стоимость. При этом все вокруг твердили, что из этой затеи ничего не выйдет. Например, Nissan Qashqai критиковали и маркетологи, и фокус-группы, и пресса, однако данная модель и по сей день бьет рекорды популярности и продаж среди аналогов. Считается, что именно Гон является основоположником всего класса современных кроссоверов, который соединил в себе все лучшее от внедорожников и хэтчбэков.
С 2005 года Карлос Гон принял участие в масштабном международном проекте, в результате которого появился крупнейший на сегодня финансовый и технический альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, а в 2017 он году стал абсолютным лидером по объему продаж в мире.
Одна из идей Гона заключалась в завоевании развивающихся рынков за счет выпуска бюджетных и практичных моделей авто. В рамках данной стратегии в 2007 году он стал инициатором приобретения 75% акций «АвтоВАЗа». С 2013 по 2016 годы Карлос Гон занимал пост председателя совета директоров российского концерна. По мнению экспертов, именно благодаря этому бизнесмену «АвтоВАЗ» продолжает держаться на плаву, а в 2018 году даже показал чистую прибыль.
Достижения Карлоса Гона
По мнению журнала Forbes, Гон - «самый трудолюбивый человек в жестоком конкурентном глобальном бизнесе». Величайший топ-менеджер современности славится многим другими достижениями, не имеющими отношения к автомобильной индустрии.
- Он свободно говорит на португальском, английском, французском и арабском языках.
- Он инвестировал в Ixsir, виноградник, работающий на благо окружающей среды.
- Некоторые также считают его достойным кандидатом в президенты Ливана.
- Он снялся в документальном фильме «Месть электромобиля» (2011).
- История его жизни была рассказана в виде комикса под названием «Подлинная история Карлоса Гона», имевшего немалый успех в Японии.
- Гон также написал книгу «Сдвиг: внутри исторического возрождения Nissan», которая является бестселлером.
Деятельность Карлоса Гона часто является предметом университетских дипломных работ и деловых эссе. Он был удостоен нескольких наград, таких как:
- «Наиболее уважаемые генеральные директора» от Quarterly Magazine (2010);
- «Бизнес-лидер года в Азии» от CNBC (2011).
Кроме того, Гон был добавлен в Японский автомобильный зал славы в 2010 году.
Конец карьеры
Увы, блестящей карьере Карлоса Гона было не суждено длиться долго, поскольку его деятельность начала принимать слишком масштабные обороты. Бытует мнение, что японцы начали переживать за свой автопром, дескать, контроль над этой отраслью постепенно переходил европейцам.
На высшем уровне было принято решение назначить на пост генерального директора Nissan коренного японца Хирото Саикаву. При этом сам Гон остался на должности председателя совета директоров альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, но и это длилось недолго. Внутренняя служба безопасности начала активно «копать» под Карлоса. Выявились факты, достаточные для уголовного дела, - неполная уплата налогов, несанкционированное использование активов компании в личных целях. В иных условиях на подобные оплошности можно было «закрыть глаза», однако в данной ситуации Карлоса Гона попросту вынудили явиться в прокуратуру с повинной о нарушении финансового законодательства Японии. В ноябре 2018 года он был арестован, а вся его команда уволена.