Из биографии Джонатана Свифта

Будущий писатель-сатирик и общественный деятель появился на свет 30 ноября 1667 года в ирландском Дублине. Отец Джонатана, мелкий служащий суда, умер за два месяца до рождения сына. Мать осталась без средств к существованию с двумя детьми на руках. Новорожденный мальчик, ко всему прочему, родился очень болезненным и с врожденной патологией.

Не имея возможности содержать Джонатана и ухаживать за ним, мать отдала мальчика на воспитание Годвину Свифту, брату покойного мужа. Тот был обеспеченным адвокатом. Джонатан окончил одну из самых престижных школ Ирландии. Однако к строгим школьным правилам он привыкал долго: ему пришлось забыть о бедной, но вольной прежней жизни.

В возрасте 14-ти лет Свифт поступил в Тринити-колледж при университете Дублина. Через несколько лет он получил степень бакалавра и стойкое отвращение к наукам.

Творческая биография Свифта

Заниматься творчеством Свифт начал, когда вынужден был перебраться в Англию. Его обеспеченный дядя разорился. В Ирландии вспыхнула гражданская война. Джонатану пришлось самому зарабатывать на жизнь. При поддержке матери он поступил на службу к дипломату Уильяму Темплу в качестве секретаря. По характеру своей работы Свифт мог свободно работать с богатой библиотекой нанимателя.

Темпл нередко принимал у себя представителей элиты английского общества. Общение с видными общественными деятелями подготовило почву для будущей литературной деятельности молодого писателя. В литературу Свифт вошел как поэт и автор коротких эссе. Он также оказывал помощь Темплу в составлении мемуаров.

В 1694 году Свифт окончил в Оксфорде магистратуру, принял сан священника и выбрал местом своей духовной деятельности церковь в небольшом ирландском селении. Потом он проходил службу в соборе Святого Патрика в Дублине. Одновременно священник работал над созданием острых политических памфлетов.

Обязанности церковного служащего быстро надоели Свифту. Он покинул Ирландию и в очередной раз приехал в Англию. Здесь он создал несколько поэм и две притчи: «Битва книг» и «Сказка бочки». Последняя притча сделала автора популярным в народе. Простым людям она понравилась. А вот у церковников вызвала осуждение, хотя религию Свифт критиковать и не думал.

Свое авторство Джонатан не афишировал: его опусы, притчи и поэмы издавались анонимно. Этой привычке писатель следовал и в дальнейшем. Однако все знали, кому принадлежат эти яркие сатирические произведения.

Расцвет таланта сатирика

Пик творческой активности Свифта пришелся на второе десятилетие XVIII века. Став деканом собора Святого Патрика, Джонатан обрел финансовую независимость и мог теперь спокойно предаваться литературным опытам. Его статьи и памфлеты стали выражением праведного гнева по поводу несправедливости, царившей в обществе. Свифт теперь не боялся критиковать религию и власть. Одной из центральных тем в творчестве писателя стала проблема автономии его родной Ирландии, которая стонала под гнетом Англии.

После издания «Писем суконщика», вышедших многотысячным тиражом, ее неизвестный автор приобрел всенародное почитание. Его произведение призывало пренебрегать английскими законами, не использовать английские деньги, отказываться от покупки произведенных в соседней Англии товаров. Власти пообещали вознаграждение тому, кто укажет на составителя возмутительных записок.

Однако все попытки обнаружить автора «Писем» ни к чему не привели. В итоге Англии пришлось пойти на экономические уступки Ирландии. После этого портретами Свифта была обвешена вся столица непокорного государства. Его имя встало в один ряд с другими национальными героями.

Из великого множества памфлетов писателя наиболее известными считаются:

  • «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка»;
  • «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии»;
  • «Скромное предложение».

В начале 20-х годов XVIII столетия Джонатан начал работать над своим знаменитым романом о похождениях Гулливера. В первых двух историях цикла автор в сатирической манере высмеивает несовершенство современного ему общества и его пороки. Эти книги увидели свет в 1726 году. Через два года было издано продолжение историй о Гулливере.

Среди «чудес», которыми поделился автор с читателями, были:

  • лилипуты;
  • великаны;
  • разумные лошади;
  • бессмертные люди;
  • летающий остров.

Успех сочинения Свифта был невероятным. С годами приключения судового врача Гулливера стали считаться классикой мировой литературы. Тетралогия Свифта в более позднее время не раз была экранизирована.

Личная жизнь Джонатана Свифта

Отношения Свифта с женщинами исследователи его жизни считают странными. Его связывали тесные узы с двумя девушками, которых звали одним именем – Эстер.

Когда Джонатан еще работал у Темпла секретарем, он познакомился с дочкой одной из служанок. Девочке было восемь лет, звали ее Эстер Джонсон. Джонатан предпочитал называть ее Стеллой. Разница в в пятнадцать лет не стала препятствием для дружеских отношений. Свифт усердно обучал девочку наукам. Впоследствии, когда Эстер выросла, между ними возникли романтические чувства.

Когда умерла мать девочки, Эстер приехала в Ирландию и поселилась в доме Свифта. Для окружающих она была лишь его воспитанницей. Исследователи предполагают, что Свифт и Эстер Джонсон были обвенчаны. Но документами это не подтверждено.

Имеются данные о связи Свифта с другой девушкой. Ее звали Эстер Ванхомри. С легкой руки писателя она получила имя Ванесса. Ей Свифт посвятил немало лирических писем. Девушка умерла в 1723 году от туберкулеза. Через несколько лет ушла из жизни и Эстер Джонсон.

Джонатан тяжело переживал обе утраты. Потеря любимых женщин сказалась как на физическом, так и на психическом здоровье писателя. За несколько лет до смерти Свифт начал страдать от душевной болезни. Расстройство сопровождалось плохим настроением и «всепоглощающей скорбью», как об этом в письмах друзьям высказался сам писатель.

В 1742 году Свифт пережил инсульт. После этого он не мог сам передвигаться. У него пропала речь. Писатель ушел из жизни 19 октября 1745 года у себя на родине.

К своей будущей кончине сатирик подготовился еще в 1731 году. Он написал для такого случая соответствующую поэму. В этом произведении Свифт четко обозначил свое жизненное кредо: жестоким смехом лечить людские пороки.