Историческая справка
Фидонет – некоммерческая компьютерная сеть, возникшая в 1984 году, – можно считать прообразом первой социальной сети. Основное ее назначение заключалось в обмене текстовыми сообщениями (для всего прочего она была не пригодна) – то есть в банальном общении. Фидо застали только «ветераны» (или, проще говоря, гики) – ведь в те времена даже портативный компьютер был для многих чудом, а младшее поколение вряд ли может представить себе сеть, в которой можно только обмениваться информацией.
А в Интернете долгое время основной площадкой общения были форумы и чаты. Благодаря форумам люди объединялись по интересам и темам, а чаты были удобными для обмена сообщениями в реальном времени. Выдающимся в истории соцсетей стал 1995 год, когда появился площадку Сlassmates.com – аналог «Одноклассников». Именно этот проект дал жизнь многим аналогичным платформам, которые стали популярнее оригинала.
Определенным переломным моментом можно считать 2002 год, когда Руперт Мердок основал MySpace. Примерно в это время стали рождаться и другие социальные сети, среди которых – гигант Facebook.
В Рунете весомым событием стало появление «Одноклассников» – для несколько неподготовленных людей из стран СНГ Facebook и его аналоги были слишком сложными. Но перевернула игру социальная сеть «Вконтакте», которая изначально задумывалась и была создана) с закрытой регистрацией только по «инвайтом» для выпускников элитных школ и ВУЗОВ. Но популярность сервиса так быстро росла, что вскоре ее создатель Павел Дуров сделал регистрацию открытой. Постепенно сайт становился все больше похож на Facebook (за что Дурова неоднократно критиковали): например, «стена» перестала быть местом общения и создания забавных граффити, а превратилась в микроблог. Некоторые пользователи сайта до сих пор помнят, какое возмущение это вызвало у сообщества: юзеры ставили на аватар угрожающий «Дуров, верни стену!» и обещали не заходить в сеть «Вконтакте», пока их требования не будут услышаны.
Вконтакте
Год основания: 2006
Страна создания: Россия
Одна из главнейших преимуществ перед другими соцсетями – наличие видео - и аудиозаписей, которые можно заливать самому и отыскивать в базе. Несмотря на попытки администрации бороться с пиратством, «Вконтакте» до сих пор можно найти почти все, что ищешь.
А вот с точки зрения продвижения определенного бренда, товара или просто сообщества сайт интересен в следующих моментах:
– можно предлагать подписчикам самостоятельно создавать контент и отправлять его на модерацию;
– больше всего вирусного контента возникает именно в «ВК». Если удачно воспользоваться этой особенностью, можно быстро привлечь к себе внимание;
– свой контент можно размещать (предлагать) в других тематических сообществах (которых в «ВК» просто множество);
– с недавнего времени ВК позволяет настраивать таргетированую рекламу и следить за успехами сообщества благодаря статистике;
– можно использовать необычное оформление сообщества благодаря возможности использовать коды.
Поэтому, используя «Вконтакте» с коммерческой целью, следует помнить: подавляющее большинство аудитории там молодая и приходит на сайт с развлекательным контентом. Это площадка для неформального общения, поиска музыки и сохранение смешных фотографий.
Одноклассники
Год основания: 2007
Страна создания: Россия
Пользователи Интернета часто шутят над «Одноклассниками» за невысокое качество контента: за то, что сервисом пользуются люди старшего поколения, большинство распространяемых там материалов касается таких тем, как дом-огород-семья, а сайт часто становится площадкой для политических споров.
Год основания: 2004
Страна создания: США
Относительно возраста пользователей это промежуточное звено между «Вконтакте» и «Одноклассниками». Большое количество юзеров Facebook: это IT-специалисты, представители бизнеса и творческих профессий. Именно поэтому эту социальную сеть чаще всего используют для продвижения определенного бренда.
Фейсбук имеет следующие преимущества:
– удобный помощник для настройки рекламы;
– автоматически «поднимает» популярные посты, чтобы их увидело, как можно больше людей;
– через большое количество корпоративных страниц делает удобным общение с другими компаниями;
– предоставляет подробную статистику о развитии сообщества.
Формат блога дает возможность определенному человеку через себя рассказать о своей работе, деанонимизовать бренд и придать ему человеческое лицо. А поделившись забавной историей из жизни, можно за несколько часов стать звездой Интернета. Кроме того, посты с возмущением и негативом неоднократно привлекали внимание к определенным проблемам, а наличие в Фейсбуке большого количества бизнесменов и экспертов, которые могли прокомментировать ситуацию, мгновенно заставляло государство и определенные организации решить какой-то вопрос. Кстати, наличие многих публичных персон, в этой сети позволяет узнавать новости из первых уст и максимально оперативно, а умная лента новостей выбирать наиболее интересные посты для каждого.
Год основания: 2006
Страна создания: США
Твитер очень выгодный для продвижения того продукта, где важен принцип «здесь и сейчас» – например, новостных ресурсов, а также позволяет совместить в себе страницы определенной личности или бренда в других соцсетях: формат короткого сообщения удобный для того, чтобы делиться ссылками. Даже найти котику хозяина в Твиттере может быть удобно: достаточно написать «пожалуйста, ретвит». Функция мировых трендов помогает отслеживать, о чем сейчас говорят владельцы микроблогов, а наблюдая за хештегами, можно, например, видеть, какие эмоции вызвала новая серия «Шерлока».