Биография

Мартин Селигман родился 12 августа 1942 года в Олбани, штат Нью-Йорк, США в семье с еврейскими корнями. Образование известного психолога началось с обычной государственной школы по месту свое рождения. Затем он также поступил в местную академию и успешно ее окончил. В 1964 году им была получена степень бакалавра в области философии в Принстонском университете со знаком отличия "Summa Cum Laude" (с высшей честью). В Северной Америке эта награда обычно присуждается выпускникам, которые находятся в верхних строчках рейтинга среди учеников класса.

В заключительный год своего обучения Селигману предстоял сложный выбор между предложениями для дальнейшего развития. Оксфордский университет предлагал степендию для изучения аналитической философии, а Пенсильванский - исследования по экспериментальной психологии животных. Отказавшись от первого предложения, он выбрал Пенсильванию и получил там впоследствии степень доктора. В скором времени в том же университете Мартин получил титул кандидата психологичсеких наук, а уже в июне 1989 года он добился степени почетного доктора факультета социальных наук Уппсальского университета в Швеции.

У Мартина семеро детей, четверо внуков и две собаки. Вместе с его второй женой, Мэнди Селигман, они живут в трехэтажном особняке, в котором когда-то жил знаменитый дирижер Юджин Орманди. Трое из пяти детей обучались дома, а не в школе. Селигман – заядлый игрок в бридж, он регулярно принимает участие в крупных турнирах и выиграл более пятидесяти региональных чемпионатов, а также финишировал вторым в известном турнире "Blue Ribbon Pairs".

Профессиональная деятельность

Мартин Селигман является директором центра "Penn Positive Psychology" и работает на факультете психологии в "Penn Department of Psychology". Он является ведущим специалистом в области позитивной психологии, устойчивости, образованной беспомощности, депрессии, оптимизма и пессимизма, а также в области операций, которые предотвращают депрессию, а также укрепляют силы и улучшают самочувствие. На его счету более 300 научных публикаций и 25 книг.

Книги доктора Селигмана были переведены на более чем 45 языков и были повсеместно бестселлерами. Среди его самых известных работ "Flourish", "Authentic Happiness", "Learned Optimism", "What You Can Change & What You Can't", "The Optimistic Child", "Helplessness" и "Abnormal Psychology". Изданные работы были размещены на первых страницых "New York Times", "Time", "Newsweek", "US News and World Report" и многих других популярных журналов. 

Мартин является лауреатом различных наград, в том числе премии "American Psychological Association" за пожизненные вклады в психологию, премии "Tang" за пожизненные достижения в психологии, премии "APA " за выдающийся научный вклад награда "Distinguished Scientific Contribution", "Lifetime Achievement Award of the Society for Research in Psychopathology" и награда «Distinguished Contribution Award for Basic Research with Applied Relevance from the American Association of Applied and Preventive Psychology» и многих других.

Выученная беспомощность

Первые эксперименты Селигмана были произведены в универиситете Пенсильвании в 1967 году. Они были направлены на изучение депрессивного состояния и легли в основу терии "выученной беспомощности". Данный термин был введен Мартином и описывал состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

Этот эффект был случайно обнаружен совершенно случайно в экспериментах с собаками: подготовленные животные не реагировали на возможность научиться убегать из непрятной ситуации. Селигман развил теорию дальше и пришел к выводу, что беспомощность является психологическим состоянием, при котором человек или животное выучили себя действовать беспомощно в конкретной ситуации. Обычно это происходило после некоторой неспособности избежать неблагоприятной ситуации. Уже опытный психолог видел сходство пациентов с людьми, страдающими тяжелой депрессией, и утрверждал, что клиническая депрессия и связанные с ней психические заболевания частично обусловлены ощущаемым отсутствием контроля над исходом ситуации.В более поздние годы, наряду с Абрамсоном, Селигман переформулировал свою теорию научной беспомощности, включив в нее стиль атрибуции.

Позитивная психология

Мартин Селигман является одним из авторов и создателей "позитивной" психологии. Это направление, исследующее положительные аспекты психики, стремится раскрыть природные способности человека и сделать жизнь благополучнее. Над этим проектом Селигман работал с Кристофером Петерсоном. Вместе они пытались создать позитивный аналог работы "Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders", созданной американской ассоциацией психиатров и направленной на классификацию психических расстройств.

В своих исследования Селигман с коллегой изучали различные культуры, пытаясь найти список добродетелей, которые признавались людьми в древнем Китае и Индии и в современном западном обществе. Таким образом в основу "позитивной" пихологии были заложены шесть сильных сторон характера человека: мудрость, знание, человечность, справедливость, умеренность и трансцендентность. 

Благополучие

В 2011 выходит в свет книга Мартина Селигмана "Flourish", в которой впервые была представлена "теория благополучия".  Эта работа является продолжением направления "позитивной" психологии. В ней была продолжена концепция основополагающих положительных факторов, которые в наибольшей степени способтвуют хорошо прожитой и полноценной жизни. Селигманом была введена известная аббревиатура "PERMA" (Positive emotions, Engagement, Relationships, Meaning, Accomplishments).

"Положительные эмоции" включают в себя широкий спектр чувств, а не только счастье и радость. Сюда входят эмоции, такие как волнение, удовлетворение, гордость и трепет. "Вовлеченность" означает участие в деятельности, которая опирается на интересы человека. "Отношения" важны для разжигания положительных эмоций, будь то связанные с работой, семейные, романтические или платонические. "Значение" также известно как цель и вызывает вопрос «почему». "Достижения" - это стремление к успеху и мастерству.