Из биографии Валентина Николаевича Плучека
Будущий знаменитый театральный режиссер появился на свет в Москве 22 августа (по новому стилю – 4 сентября) 1909 года. Его двоюродный брат Питер Брук был театральным режиссером. Дед Брука и Плучека в свое время был одним из самых видных архитекторов Двинска (ныне – Даугавпилс).
В годы детства Плучек не думал о карьере актера и режиссера. Театр его интересовал в последнюю очередь: ребенок рано потерял отца и не нашел общего языка с новым мужем матери. Плучек сошелся с беспризорниками и ушел из дома. В конце концов он оказался в детском доме.
Валентин Николаевич, рассказывая о себе, признавал, что в детстве у него проявились самые разные творческие способности. Прежде всего он заинтересовался изобразительным искусством. В последующие годы его кумирами стали Маяковский и Мейерхольд.
Валентин Плучек: творческий путь
В 1926 году Плучек становится студентом актерского факультета экспериментальной мастерской, которой руководил Вс. Мейерхольд. Чуть позже Валентин сыграл едва заметную роль в «Ревизоре» на сцене Театра имени Мейерхольда. Но публика впервые заметила его в спектаклях по произведениям Маяковского. Более того, этот видный советский поэт настоял на том, чтобы в постановке по его произведению играл Плучек.
Уже в 1932 году Плучек сделал попытку организовать свой собственный театр. Основой для творческого проекта стал коллектив театра, существовавшего при Элетрозаводе. Через несколько лет власти закрыли театр Мейерхольда. После этого Плучек его коллеги организовали «Арбузовскую студию». Одним из членов творческой группы стал знаменитый впоследствии Зиновий Гердт. После начала войны студия распалась: многие актеры ушли на фронт. Другие остались трудиться во фронтовом театре. В 1942 году Плучек становится во главе Театра Северного флота, где он поставил много прекрасных спектаклей.
Когда закончилась война, Валентин Николаевич возглавил Московский гастрольный театр. Однако в 1950 году, в разгар борьбы с космополитизмом, его уволили. Безработного режиссера, знающего толк в творчестве, пригласил к себе в Театр Сатиры Николай Петров. В последующие годы режиссер обратил на себя внимание спектаклями «Не ваше дело», «Пролитая чаша», «Потерянное письмо», а также пьесами по произведениям Маяковского «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф».
В 1957 году Плучек становится главным режиссером Театра Сатиры. Он собрал вокруг себя замечательный коллектив. Среди членов труппы были Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Вера Васильева, Анатолий Папанов, Георгий Менглет. Чуть позже в театр пришли Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Борис Новиков.
На протяжении многих лет Плучек ставил поразительные по своей силе спектакли. Он искал новых исполнителей, воспитывал молодых режиссеров. Плучек продолжал работать и в преклонном возрасте. Режиссер ушел из жизни 17 августа 2002 года. В то время он трудился над знаменитой комедией Гольдони «Слуга двух господ».