Биография: ранние годы
Том Джонсон (Tom Johnson) рожден 18 ноября 1939 года в городе Грили, что в штате Колорадо. В юном возрасте начал осваивать игру на пианино под наставничеством родителей. Вскоре они приняли решение отдать сына в местную музыкальную школу. Тому повезло с педагогом, который делал упор не на его технику игры, а на развитие врожденных способностей. Подобный подход по сути и определил всю дальнейшую музыкальную карьеру Джонсона.
После окончания средней школы Том переехал из Колорадо в Коннектикут, где стал студентом Йельского университета. Это один из старейших и престижных вузов Штатов. В его стенах Том изучал полифонию, композиционную технику, пытался писать экзерсисы. В одном из интервью Джонсон признался, что учеба в университете дала ему неплохие знания, но их все равно оказалось мало. Поэтому он постоянно занимался самообразованием.
Будучи студентом, он берет частные уроки у Мортона Фельдмана. В то время он уже был известен как толковый педагог, экспериментатор и один из создателей новой американской школы авангардной камерной музыки. Именно он научил Тома смело отступать от традиции при составлении композиций. Этот урок он впоследствии пронесет через всю свою музыкальную карьеру.
Начало карьеры
После окончания университета Том Джонсон пытается найти себя в музыке. Он пишет много композиций в духе минимализма. В то время этот музыкальный стиль только зарождался. Одним из его пионеров как раз и был учитель Тома – Мортон Фельдман. Джонсон тоже решил двигаться в этом направлении. Минимализм можно охарактеризовать как «тихая-тихая американская музыка, где события происходят примерно раз в пять минут». Иными словами, это прием в композиции, построенный на микроповторах. Минимализм находится на стыке неакадемической и академической музыки. Этот стиль обладает качествами, которые делают его притягательным для ценителей джаза, рока и авангарда.
Следуя заветам своего педагога Фельдмана, даже в ранних композициях Джонсона не слышно доминирования додекафонии и прочих математически выработанных музыкальных стилей, которые в то время были традиционными. Сам Том называл свои первые произведения «неким бесконечным потоком».
В 1969 году Джонсон переехал в Нью-Йорк. Спустя пару лет он становится колумнистом в популярной местной газете The Village Voice. Джонсон вел музыкальную колонку, где в основном критиковал композиции современных авторов. Открытия пионера алеаторики Джона Кейджа, начало мировой славы американского минимализма и другие ныне забытые музыкальные эксперименты – все это находило отражение в еженедельных публикациях Тома.
Статьи из этого издания он впоследствии собрал в сборнике, который назвал «Голос новой музыки». Книга увидела свет в Европе, в 1989 году. Сборник отражает эволюцию музыкального языка Штатов того периода и, по мнению Джонсона, дает читателю более объемное представление о происхождении американской музыки. Эта книга также свидетельствует и о широком диапазоне интересов самого композитора.
В 1972 году Джонсон сочинил одно из своих ярких произведений – «Оперу четырех нот» (The Four Note Opera). Композиция получилась «насквозь американской», но при этом лишенной напряженности.
В 1979 году Джонсон выпустил альбом «Девять колоколов» (Nine Bells). В него вошла музыка, созданная при помощи девяти колокольчиков, которые были развешаны друг от друга на определенном расстоянии. Чтобы получилась композиция, исполнителю приходилось между ними ходить, быстро или медленно. При этом звук шагов был неотъемлемой частью музыки. Это один из интересных композиционных экспериментов Джонсона.
Эмиграция в Европу
В 1982 году Том покинул нью-йоркскую газету и стал все чаще задумываться о переезде в другую страну. Спустя год он оставил Штаты ради Европы, а критику – ради сочинения композиций. К публицистике он возвращался с тех пор в единичных случаях. Джонсон отправился в Париж, где до сих пор живет.
Во Франции он начинает писать с удвоенной силой. «Опера по Риману» – еще одно знаковое произведение композитора. Было написано по «Музыкальному словарю» немецкого музыковеда Гуго Римана в 1988 году. Получилась внешне бесхитростная композиция, которая подкупала своей минорной проникновенностью.
Среди знаковых произведений Джонсона и «Оратория Бонхёффера». Опера была представлена в 1996 году. Джонсон написал ее на текст Дитриха Бонхёффера – известного немецкого лютеранского пастора и теолога. В том же году Джонсон выпустил книгу «Самоподобные мелодии» В ней он попытался в подробностях «разобрать» собственную музыку.
В конце 90-х годов Джонсон сочинил ряд произведений для саксофониста Даниэля Кинци, среди которых:
- «Коровы Нараяны»;
- «Вануату»;
- «Петли Кинци».
Последняя композиция в 2001 году была отмечена премией Victoires de la Musique (французский аналог «Грэмми») в номинации «Лучшее академическое сочинение».
Многие произведения Джонсона написаны для исполнения по радио, среди них:
- «Я слушаю хор»;
- «Мелодические машины»;
- «Время слушать».
Личная жизнь
Том Джонсон женат на Эстер Феррер, весьма известной художнице из Испании. Пара живет уже более 30 лет вместе в Париже. Несмотря на уже преклонный возраст, они до сих пор гастролируют по миру: Том – с концертами, а Эстер – с перформансами. Детей у пары нет.