Детство, юность

Сергей Яковлевич Жук родился 23 марта 1892 в Киеве. В родном городе он закончил вторую городскую гимназию, а после смерти отца учился в Орловском кадетском корпусе. Детство Сергея Яковлевича было трудным. Он тянулся к знаниям и понимал, что только хорошее образование поможет ему добиться чего-то в жизни. 

После кадетского корпуса Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, а уже через год перевелся в Петроградский институт инженеров путей сообщения. С приходом Первой мировой войны Сергея Яковлевича перевели в военный институт в связи в нехваткой офицеров. В 1916 году он окончил учебу в военном заведении, а затем успешно закончил и Петроградский институт в 1917 году. 

Жук принимал участие в Гражданской войне. Начинал воевать он на стороне Белой армии, но после пребывания в плену попал под влияние агитаторов и перешел на сторону Красной армии. 

Карьера

После окончания войны Жук преподавал в военной школе имени Каменова, а затем служил в артиллерийской и пехотной школах. В 1931 году Сергей Яковлевич работал инженером, после чего был переведен на государственную службу. Жук отличался твердым характером, требовательностью к себе и подчиненным. Люди, работавшие с ним, говорили о его жесткости и беспринципности. Но Сергей Яковлевич был отличным специалистом, а личные качества были дополнительным плюсом в некоторых ситуациях. Карьера его стремительно развивалась. 

Высокое начальство разглядело в Сергее Яковлевиче огромный потенциал и он был отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. Там он быстро дорос до заместителя главного инженера. Жук руководил проектированием гидротехнических сооружений, которые были возведены на трассе канала. В августе 1933 года его наградили орденом Ленина. Солженицын в своих трудах "Архипелаг ГУЛАГ" назвал инженера "главным надсмотрщиком Беломора" и обвинил в гибели большого количества людей. Это заявление оспаривалось, но писатель отказался обсуждать эту тему, оставшись при своем мнении. 

После окончания строительства Беломоро-Балтийского канала Жук был командирован к месту строительства Москва-Волга. Его назначили заместителем главного инженера проекта, а затем повысили до главного инженера. В 1937 году данный объект был сдан в эксплуатацию и Сергею Яковлевичу за особые заслуги подарили автомобиль ЗиС. В то время он был на очень хорошем счету у высшего руководства страны. Его уважали и ценили как специалиста. 

Следующими проектами, в которых Жук принимал непосредственно участие и руководил их строительством, стали:

  • Куйбышевский гидроузел;
  • ГЭС на Самарской Луке;
  • Цимлянская ГЭС. 

Строительство Куйбышевского узла имело огромное экономическое значение для страны. Макет и проекты сооружения были представлены на выставке в Нью-Йорке. Но при его возведении пришлось столкнуться с множеством трудностей. Проблемы появлялись как на стадии подготовки, так и при в процессе стройки. Согласования проводились медленно, рабочей силы не хватало, но при этом на стройке нередко были простои, что сопровождалось большими финансовыми потерями. 

Первый секретарь Куйбышевского обкома Игнатов написал на имя высших руководителей письмо, в котором изложил все проблемы, возникшие во время строительства. Игнатов заявил, что причиной медленного возведения гидроузла является то, что главный инженер почти не бывает на месте, много времени проводит в Москве, а свою работу поручает людям, не компетентным в данном вопросе. 

После получения такого докладного письма Сергею Яковлевичу был сделан строгий выговор, но от строительства его не отстранили, а только перевели на должность помощника главного инженера. Спустя некоторое время стало понятно, что с новым руководителем дела идут еще хуже. Были учтены все ошибки, устранены организационные моменты, касающиеся согласований, и после того, как Жук был снова назначен главным инженером, гидроузел достроили в рекордные сроки. 

Сергей Яковлевич Жук был удостоен ряда государственных наград и медалей:

  • Герой Социалистического Труда (1952 год);
  • Сталинская премия второй степени (1950 год);
  • Сталинская премия первой степени (1952 год);
  • орден Красного знамени (1951 год).

Инженеру 3 раза вручали орден Ленина. В 1948 году он был признан заслуженным работником МВД СССР. В 1942-1957 годах Жук был директором института "Гидропроект". Он стал одним из инициаторов знаменитого проекта поворота сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. В 1943 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-технических войск. В 1953 году гидротехник стал академиком АН СССР. 1 марта 1957 года Сергей Яковлевич умер. Его тело было кремировано, а урна с прахом помещена в Кремлевскую стену. 

Личная жизнь и память

О личной жизни Сергея Яковлевича мало что известно. Он был женат и в браке родилось двое детей. Дети впоследствии тоже стали инженерами. В честь него после его смерти был назван теплоход "С.Я.Жук", портом приписки которого стал Днепродзержинск. С 1957 года научный институт "Гидропроект" носит имя великого гидротехника. В городе Балаково Саратовской области есть улица, названная в честь академика Жука.