Биография
Максимилиан родился в далеком 1758 году в маленьком городке Аррас. Его отец Франсуа Робеспьер был адвокатом, а мать скончалась, когда мальчику исполнилось только шесть лет.
Помимо Максимилиана в семье еще было четверо детей. После смерти жены отец Робеспьера уехал за границу, оставив всех своих детей на попечение родни. Мальчиков воспитывал дед по материнской линии, а девочки отправились жить в семьи своих теток.
В 1765 году Максимилиан поступил на учебу в колледж в Аррасе. Затем в 1769 году благодаря активному ходатайству каноника Эме перед святейшим епископом Конзи, Максимилиан получил стипендию аббатства Сен-Ваас и был определен на учёбу в лицей Людовика Великого в Париж. Мальчик решил пойти по стопам отца и стал изучать право. Он весьма успешно учился и несколько раз становился одним из лучших учеников.
После окончания учебы Робеспьер вернулся в Аррас для того, чтобы начать адвокатскую практику. В апреле 1789 года он был избран в Генеральные штаты Франции в качестве депутата от третьего сословия. Работая в Национальном Собрании (1789-1791 годы), Робеспьер придерживался крайне левых позиций.
Политические взгляды Робеспьера
Робеспьер был активным приверженцем идей Руссо. Максимилиан яростно критиковал либеральное большинство за слабый радикализм проводимых реформ. Затем он стал лидером Якобинского клуба, в котором развивал свою позицию.
Страстные выступления, насыщенные демократическими идеями и лозунгами, принесли Робеспьеру славу и восхищение простого народа, а также прозвище "Неподкупный".
После того, как в 1791 году распустили Национальное собрание, Робеспьер стал общественным обвинителем в парижском уголовном суде. Он активно отстаивал свои политические взгляды и ратовал за идеи революции. В 1792 году он написал в еженедельнике "Защитник Конституции" статью о потребности углубления революции.
В своих воззваниях к народу он выступал как приверженец равных политических свобод и прав для всех категорий граждан:
- для мужчин, независимо от их вероисповедания;
- для темнокожих людей из французских колоний;
- свободы слова;
- права свободных собраний;
- активной государственной помощи пожилым, беднякам и инвалидам.
Робеспьер говорил, что для достижения всех этих целей нужно организовать сопротивление бездарно правящему королю и избранным группам, которые препятствуют нововведениям.
Жирондисты, террор и Робеспьер
Во время французской революции Робеспьер был одним из наиболее активных ее участников. 10 августа 1792 года в результате мятежа он становится членом Коммуны Парижа. В сентябре Максимилиана выбирают в Конвент, где он вместе с Дантоном и Маратоми становится во главе левого крыла и начинает вести борьбу против жирондистов.
В декабре 1792 года Робеспьер предложил незамедлительно казнить Людовика XVI. После суда над монархом он голосовал за смерть короля и активно агитировал других голосовать также.
После победы революционеров и изгнания жирондистов из власти Робеспьер вступил в Комитет общественного спасения.
Вместе со своими соратниками Л. А. Сен-Жюстом и Ж. Кутоном он определял общую политическую линию революционного правительства и практически руководил им.
Затем он добился полного прекращения "дехристианизации", которую проводили ультралевые (эбертисты), и жестко осудил пропагандируемый ими атеизм.
Также Робеспьер отверг требования единомышленников Дантона о прекращении кровавого революционного террора.
В своей речи от 5 февраля 1794 года и в нескольких других выступлениях он провозгласил главной целью революции построение совершенно нового общества на базе известных руссоистских принципов "республиканской морали".
Основной идеей нового строя должна, по мнению Робеспьера, была стать искусственно созданная государственная религия, а именно культ Верховного существа.
Максимилиан думал, что благодаря торжеству "республиканской добродетели" будут решены все главные социальные проблемы.
Мечтой Робеспьера было:
- разрушение всех правил и ценностей старой системы;
- запрет привилегий старого режима;
- создание нового демократического строя.
Но, что удивительно, единственно верным средством достижения своих политических идеалов Робеспьер считал жесткий террор.
Гибель главного французского революционера
Со временем Робеспьер пришел к выводу, что ранее поддерживавшие его союзники в среде депутатов и коллеги по работе в Комитете, так или иначе, препятствуют воплощению его идей.
Он решил, что только диктатура "чистых патриотов" поможет установить четкое "господство закона".
В 1794 году Робеспьер решил расправиться со своей оппозицией. Весной 1794 года по личной инициативе Робеспьера и Сен-Жюста были казнены эбертисты и дантонисты. Он отправил на плаху последователей Жака Эбера и единомышленников Жоржа Дантона, которые хотели положить конец беспощадному террору.
После устранения политических противников Робеспьер учредил культ Верховного Существа как альтернативный институт христианству и атеизму Эбера.
Он успокоился и поверил в то, что у него теперь получится создать образцовую республику.
Но Робеспьер просчитался, против него и его сторонников объединились бывшие враги, экстремисты и люди, недовольные новым положением вещей в стране. "Большой террор", который устроил Робеспьер со своими помощниками, затронул все слои населения и сильно подорвал прошлую популярность "Неподкупного".
Иллюзорные идеалы Максимилиана не встретили понимания и поддержки в обществе, а явные диктаторские замашки настроили против него большинство членов Конвента.
В результате тайного сговора и переворота в 1794 году якобинская диктатура была свергнута. 27 июля Конвент постановил большинством голосов отдать под суд самого Робеспьера и его союзников. Те сделали попытку организовать сопротивление, но были схвачены войсками Конвента. А уже на следующий день Робеспьер со своими соратниками были казнены. Что примечательно, народ, раньше так любивший Робеспьера, торжествовал на его казни.