Вишневская Галина Павловна (25 октября 1926 - 11 декабря 2012) - выдающаяся творческая личность, заслужившая мировую славу благодаря своему таланту и вокальному мастерству. Будущая артистка Большого театра с уникальным тембром голоса родилась осенью 1926 г. в семье рабочего в городе Ленинграде. Как позднее актриса писала в автобиографии, ее детство пришлось на тяжелые годы коллективизации, репрессий, голода, разорения крестьян и блокады.

Начало творческой карьеры певицы

Мать Галины Павловны Зинаида Антоновна Иванова (1906-1950 гг.) происходила из польско-цыганского рода. По природе она была певицей, играла на гитаре, что передалось по наследству дочери. Оказавшись в Кронштадте у бабушки из-за развода матери с мужем, который не являлся отцом Галины, девочка стала пробовать свой голос, поставленный от природы.

Четырехлетней Гале приходилось петь песни бабушке, чтобы помочь ей на время забыть боли, вызванные ревматизмом. Если к ним кто-то приходил в гости, то девочка без стеснения пела русские романсы, спрятавшись от всех под столом. Родной отец Гали Павел Андреевич Иванов никогда не навещал дочь, а больная бабушка в голодные годы блокады перестала вставать с постели. Причиной ее смерти стал несчастный случай, когда она получила ожоги от загоревшегося ночью от печи платья.  
 
Репрессированный перед войной отец не мог помочь дочери. В блокадном 1942 году, когда Галина осталась одна, в квартиру случайно заглянула комиссия по поискам живых людей. Это спасло жизнь 16 летней девушке, которой дали возможность поступить в женский отряд ПВО. В годы военной службы молодая певица принимала активное участие в военных концертах, проводимых в фортах Кронштадта, на кораблях, на площадках возле землянок.

Пение под оркестр в страшные годы войны не только помогло будущей оперной солистке укрепить свой дух и выдержать блокаду, но и развить в дальнейшем вокальные и артистические способности. После окончания ленинградской Музыкальной школы для взрослых им. Николая Андреевича Римского-Корсакова в 1944 г. Галина пела в хоре театра оперетты. Поступив в филармонию Ленинграда через три года, артистка чередовала классическое пение и эстрадное, обучаясь с 1951 г. у восьмидесятилетнего педагога В.Н. Гариной.

От талантливого педагога Гариной Галина переняла беспроигрышные методы вокала. Певица смогла стать известной в СССР благодаря своему особенному голосу. Очаровательное лирико-драматическое сопрано часто звучало на открытиях восстановленных памятниках архитектуры, уничтоженных в военное время врагом.

Работа в Большом театре

Во время одной из прогулок по Невскому проспекту Ленинграда в 1952 г. певица увидала афишу с объявлением об отборе вокалистов в Большой театр после прослушивания. Галина еще не имела консерваторских знаний, но на конкурсе спела уверенно. Для стажировки после второго тура в Москве члены жюри смогли отобрать только Вишневскую.

Во время работы в ГАБТ солистка была исполнительницей более 30 сольных партий. В труппе артистку приняли тепло, она ощутила поддержку, что позволило ей сразу проявить вокальные данные в серьезной премьере "Евгений Онегин", исполнив партию Татьяны. Певица стала известной благодаря постановкам по произведениям Бетховена, Моцарта, Прокофьева, Верди:

  • 1954 - "Фиделио" - партия Леоноры;
  • 1955 - "Снегурочка" - роль Купавы;
  • 1957 - "Свадьба Фигаро" - партия Керубино;
  • 1958 - "Аида" - главная роль Аиды;
  • 1959 - "Пиковая дама" - партия Лизы;
  • 1959 - "Война и мир" - роль Наташи Ростовой.

Через 10 лет после начала деятельности в ГАБТ Галина стала студенткой консерватории в Москве. Экзамены по всем предметам ей удалось сдать экстерном в 1966 г. Тогда певица спела партию главной героини в музыкальном фильме "Катерина Измайлова" режиссера Шапиро М.Г. Целеустремленная артистка после этого стала иметь не только опыт озвучивания кинокартин-опер  (1958 г. - Татьяна в фильме-опере "Евгений Онегин"), но и киноактрисы. Позднее Вишневская сыграла главную роль в художественном фильме А. Сокурова "Александра".

Публика по достоинству оценила великий голос Вишневской, ее талант, жизнелюбие и оптимизм.

Через три года после начала плодотворной работы в ГАБТ Галина Вишневская стала получать приглашения на гастроли в зарубежных странах. Она приобрела богатый опыт, исполняя оперные партии в странах Европы: Финляндии, Чехословакии, Югославии, Великобритании, Италии, Франции, Бельгии, ГДР, Австрии. Близким другом семьи певицы был композитор Д. Шостакович, произведения которого были написаны для голоса Вишневской и занимали особое место в ее оперном репертуаре. Она исполняла произведения и других композиторов, влюбленных в ее голос:

  1. Бориса Чайковского - вокальные циклы на стихи русских поэтов.
  2. Бенджамина Бриттена - роль в оратории "Военный реквием" 1962 г.
  3. Марселя Ландовского, написавшего симфонию "Галина" по мотивам автобиографии Вишневской середина 90-х гг. - партия в опере "Ребенок зовет" - 1979 г.
  4. Кшиштофа Пендерецкого - партия сопрано в позднем сочинении "Польский реквием" - 1983 г.

Камерный репертуар певицы насчитывал десятки произведений великих композиторов Чайковского П.И., Шостаковича Д.Д., Штрауса Р., Мусоргского М.П., Шумана Р., Прокофьева С.С., Дебюсси К. Молодая солистка при поддержке главного дирижера ГАБТ Александра Мелика-Пашаева освоила все тонкости оперного пения. Дебютировав на американской сцене в 1959 году, Вишневская показала себя светской дамой, но в США ее представляли как коммунистку. Выступление советской оперной дивы в Америке восприняли как "нокаут в глаза и уши". Талантливая певица ездила с выступлениями не только в США, но и в Японию, Австралию, Новую Зеландию, Канаду.  

Личная жизнь

В свой первый непродолжительный брак артистка вступила в 17 лет. В 1944 г. она встретила моряка, но через 4 месяца они развелись. Галина до конца дней осталась с его звучной фамилией.

Через 2 года на Вишневской женился директор Театра оперы города Ленинграда Марк Рубин, по возрасту старше Галины на 22 года. Первым ребенком Вишневской был сын Илья, который умер младенцем. Тяжелая супружеская жизнь Галины завершилась разводом спустя 10 лет после знакомства певицы с известным дирижером Мстиславом Ростроповичем.

Встреча талантливых людей стала последней для двоих. В 1955 г. они стали супругами официально. Музыканты произвели на свет двух дочерей, назвав их Ольгой и Еленой. Счастливо прожив вместе 52 года, они часто выступали вместе, гастролируя по миру. История любви звездной пары описана в документальном фильме "Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович", вышедшим на экраны в 2009 году после смерти известного виолончелиста (27 марта 1927 - 27 апреля 2007).

Ольга Ростропович: “Родителям всю жизнь было друг с другом интересно”.

В 1974 г. известный виолончелист с семьей был вынужден покинуть родину, что было связано с исключением Солженицына из Союза писателей СССР. Супруги предлагали осенью в 1969 г. диссиденту свою дачу в качестве места проживания. Поддержка семьей виолончелиста писателя в письме осенью 1970 г. обернулась лишением звезд оперы гражданства СССР после оформления заграничной командировки Минкультуры Советского Союза. Вишневская работала в Америке и во Франции не только певицей, но и режиссером-постановщиком оперных спектаклей.

Концерт в 1982 г. в Гранд-Опера в Париже  был прощальным для Галины. Под руководством дирижера Ростроповича она исполнила партию Татьяны из оперы Чайковского "Евгений Онегин". В течение 20 лет певица занималась преподавательской деятельностью. Учредив в 2002 г. в Москве Центр оперного пения Галины Вишневской, певица была его руководителем. Великая оперная дива скончалась в Москве  11 декабря 2012 г.