Биография: детские и юношеские годы
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Париже. Он появился в семье, которая поднялась при Наполеоне и относилась к элите. Мать происходила из рода знаменитых краснодеревщиков. Отец был министром иностранных дел во времена первой Французской республики, а позже послом в Батавии (современные Нидерланды) и префектом Марселя. На посту министра его сменил Шарль Талейран – экс-епископ, хитрый и изворотливый человек.
Биографы художника впоследствии выяснили, что именно он и был его настоящим отцом. Талейран часто захаживал в дом Делакруа и заглядывался на хозяйку. Однако сам Эжен скрывал это родство. Человек, которого он считал своим отцом, умер рано. Делакруа тогда было всего семь лет. Без отца семья обеднела и лишилась былого внимания в обществе.
Эжен рос эмоциональным и нервным мальчишкой. Окружающие называли его сущим сорванцом. Друг детства, Александр Дюма, впоследствии вспоминал, что «к трем годам Делакруа уже горел, тонус и травился».
Поступив на полный пансион в лицей Людовика Великого, Эжен стал более степенным. Тогда он увлекся словесностью, классической литературой и живописью. Страстью к последней он обязан своему дяде, который часто брал его в Нормандию, чтобы рисовать с натуры.
Когда будущему художнику исполнилось 15, скончалась и мать. Эжен переехал в дом старшей сестры, семья которой жила скромно. В 17 лет он оказался предоставлен сам себе. Тогда он решил стать художником и поступил в мастерскую известного любителя классицизма в живописи Пьера-Нарсиса Герена. Спустя год Эжен стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Там он отточил технику рисунка.
Весомый вклад в будущее творчество Делакруа внесло общение с молодым художником Теодором Жерико и походы в Лувр. Там он восхищался работами Рубенса и Тициана. Но большое влияние на его творчество оказал именно Жерико, который тогда писал «Плот Медузы». Эжен позировал ему. На его глазах Жерико ломал привычные каноны классицизма. Картина вызвала фурор.
Первые картины
Дебютной работой Эжена Делакруа стала картина «Ладья Данте». Она была написана в 1822 году и выставлена в Салоне. Критики восприняли ее в штыки. «обноски Рубенса», «нарисовано пьяной метлой» – такие характеристики давали его первой работе. Однако были и восторженные отзывы. Кроме этого, он получил за нее две тысячи франков, что по тем временам были неплохие деньги.
Второй картиной Делакруа стала «Резня на Хиосе», где он показал ужасы войны греков за независимость. Она была представлена спустя два года после дебютной работы. Картина снова раззадорила критиков, которые посчитали ее слишком натуралистичной. После этого имя Делакруа стало известно широким массам.
Позже он выставляет в Салоне «Смерть Сарданапала». Картина снова взбесила критиков, которые посчитали, что Делакруа специально их злит. Глядя на картину, хорошо чувствуется, что художник словно наслаждается жестокостью, тщательно прорисовывая детали.
У каждого художника свой стиль написания картин. Для полотен Делакруа характерны:
- выразительные мазки;
- оптический эффект цветов;
- акцент на динамике и цвете;
- натуралистичность.
Главное творение
Французская революция 1830 года была воспринята молодым поколением художников и прочих деятелей искусств как некое обновление и шаг из пропасти традиций, в которой на тот момент увязло не только творчество, но и вся страна. Эжена Делакруа это политическое событие вдохновило на написание теперь уже легендарного полотна «Свобода, ведущая народ», она же «Свобода на баррикадах». Пожалуй, картину можно смело назвать самой известной работой художника. На ее написание ушло около трех месяцев. Но впервые ее выставили только спустя год после революционных событий.
На картине Делакруа абстрактно изобразил понятие «свобода». Для этого он использовал аллегорию. Мечту о свободе он воплотил в образе полуобнаженной женщины. Она выступала в роли своеобразного символа Французской революции. В ее внешнем виде отчетливо просматриваются черты античности, а пропорции лица соответствуют всем канонам греческой скульптуры. Развевающаяся на ветру одежда придает полотну характерную для романтизма динамику. Отважная женщина с флагом республиканской Франции в одной руке, с ружьем – в другой, ведет за собой народ. У героини картины обнажен бюст. Тем самым Эжен хотел показать, что французский народ защищал свою свободу с голой грудью, и в этом заключалась их отвага. Рядом с женщиной изображены буржуа, рабочий и юноша. Так художник показал единство народа во время революции.
Французы с восторгом принял картину. Государство сразу же ее выкупило у Делакруа. Однако следующие четверть века полотно было скрыто от людских глаз. Правительство боялось, что картина подвигнет народ на новую революцию.
Другие картины Делакруа
За свою жизнь художник написал немало полотен, среди которых:
- «Греция на руинах Миссолонги» (1826);
- «Убийство епископа Льежа» (1829);
- «Вступление крестоносцев в Константинополь» (1840);
- «Христос в Галилейском море» (1854);
- «Охота на тигра» (1854) и т.д.
Помимо картин, Делакруа расписывал стены фресками. Этим занятием он увлекся после возвращения из Северной Африки. На протяжении двух десятилетий он с упоением расписывал стены дворцов, библиотек и прочих государственных зданий.
Личная жизнь
Эжен Делакруа не был женат. Однако с 1834 года и до последних дней жизни с ним была рядом его экономка, Жанна-Мари Ле Гийю. Художник умер в 1863 году в своей парижской квартире. Погребен на кладбище Пер-Лашез.