Детство и юность
Максимилиан Шелл родился в творческой семье Германа Фердинанда Шелла - писателя-драматурга, родом из Швейцарии, и австрийской актрисы Маргарет Ноэ фон Нордберг. Мальчик был младшим из четверых детей межнациональной пары. В 1938 году из-за немецкой аннексии семейству пришлось покинуть столицу Австрии Вену и бежать в Цюрих. Именно в этом научном, финансовом и культурном центре Швейцарии прошло детство Максимилиана.
Окончив среднюю школу, подросток поступил в университет, где серьезно занимался футболом и участвовал в университетских командных соревнованиях по гребле. Вместе с этим, он подрабатывал внештатным корреспондентом. Когда закончилась война, Шелл переехал в Германию, где в Мюнхенском университете обучался германистике и истории искусств, театро- и музыковедению, философии и литературе. Достигнув призывного возраста, Шелл вернулся в Цюрих и пошел на службу в швейцарскую армию.
Начало творческого пути
Отец не слишком поощрял увлечение Максимилиана и других своих детей актерским мастерством, сомневаясь, что такая жизнь принесет любимым чадам достаток и счастье. Но творческая среда, в которой они росли, а также театральная карьера матери определили выбор Шелла, двух его сестер и брата. В возрасте 9 лет, будущий оскароносец пишет свою первую пьесу, а на сцену выходит и того раньше – уже в трехлетнем возрасте ему была отведена одна из ролей в спектакле, поставленном отцом. Дебют же взрослого артиста состоялся во время обучения в консерватории Берна в 1953 году. Это была сцена местного Городского театра. В тот вечер будущий известный драматург показал себя как в роли актера, так и режиссера одновременно.
На протяжении нескольких последующих лет, Шелл ищет подходящее пристанище и меняет один театр за другим. Наконец, в 1959 году он останавливает свой выбор на мюнхенском Камерном театре. Однако, неожиданно поступает заманчивое предложение от Густафа Грюндгенса и Шелл едет в Гамбург, где работает вплоть до 1963 года.
В конце 60-х годов молодой драматург переезжает в Лондон и достаточно продолжительное время зарабатывает на хлеб переводом шекспировских произведений, небольшими и редкими театральными ролями. Лишь в 1978 году Шелл получает достойное предложение играть в постановке пьесы «Имярек» Гофмансталя. Её он исполняет на Зальцбургском фестивале до 1982 года. Кроме того, Максимилиан Шелл продолжает заниматься режиссерской деятельностью и постановкой опер. Через много лет, в 2007 году он создаст прославившуюся на весь мир постановку оперетты Иоганна Штрауса «Венская кровь» в австрийском городе Мёрбише-ам-Зе.
Кино
Первой киноработой для Максимилиана Шелла стала роль в военной драме «Дети, мать и генерал». Эта картина оказалась успешной, и актера, сыгравшего дезертира, стали приглашать именитые режиссеры. Следующими стали фильмы: - мелодрама «Девушка из Фландрии» 1956 года; - криминальная драма «И последние станут первыми» 1957 года, - военная драма «Молодые львы» 1958 г. с Марлоном Брандо – «Три мушкетера»(1960 г.).
В 1960 году Шелл сыграл Гамлета в телеспектакле по одноименной пьесе Шекспира. Его исполнение роли принца Датского считается одним из лучших, наравне с работой Лоуренса Оливье.
В 1960 году Максимиллиан Шелл также получает роль адвоката нацистов Ганса Рольфа в юридическом фильме «Нюрнбергский процесс». Он работает в компании именитых артистов -Берта Ланкастера, Марлен Дитрих, Спенсера Трейси, Ричарда Уидмарка и Джуди Гарленд. Именно за эту ленту в 1962 году М. Шелл получает две свои главные премии - «Оскар» и «Золотой глобус». Картина принесла ему мировую известность. Кинокритики были под впечатлением от игры актера. Готовясь к фильму, Шелл перечитал огромное количество доступных документов Нюрнбергского процесса.
Несколько лет после «Оскара» М. Шелл не может повторить успех и балансирует между имеющими культурную ценность, но малобюджетными кинолентами и второсортными коммерческими проектами. В этот период были созданы фильмы:
- «Топкапи» 1964 г.,
- «Дело самоубийцы» 1966 г.,
- «Гибель на вулкане Кракатау» 1969 год,
- «Симон Боливар» (1969 г.),
- «Игроки» (1979 г.)
На гонорары, вырученные с фильмов, Шелл создавал собственные режиссёрские постановки. Из всех его работ наибольшую известность получили:
- мелодраматическая лента «Первая любовь», появившаяся на экранах в 1970 году;
- драма «Пешеход» (1974 г.),
- драма «Судья и палач» (1975 г.),
- документальный фильм «Марлен» (1984 г.), в которой Шелл работает как документалист.
Очень личной работой для автрийского режиссера стала кинолента «Моя сестра Мария», которую он посвятил своей родной сестре Марии Шелл. За эту работу брату с сестрой была присуждена престижная телевизионная премия «Бэмби».
Следующими серьезными успехами Шелла стали роли в драматических кинолентах «Человек в стеклянной будке» (1975 г.) и «Джулия» (1977 г.) За оба фильма актер был номинирован на премию Оскар в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана».
Последним фильмом Максимилиана Шелла, показанным на экранах, стала криминальная драма «Грабители». Зрители увидели ее в 2015 году – уже после смерти актера.
Семья
М. Шелл дважды был женат. Впервые актер пошел к алтарю с популярной советской актрисой Натальей Андрейченко. Знаменитости познакомилась в 1985 году во время съемок мини-сериала «Петр Великий», которые проходили в России. Влюбленные поженились в 1986 года, а в 1989 г. у них родилась дочь - Настасья. Также Максимилиан усыновил сына Натальи от первого брака Дмитрия. В 2005 году отношениям приходит крах, и актеры разводятся. Инициатором был Максимилиан, встретивший новую музу - Элизабет Михич - искусствоведа и галеристку, родом из Вены, которая младше его на 47 лет. В 2008 году Шелл завязал новые отношения с оперной певицей Ивой Миханович. Она стала его последней любовью. 20 августа 2013 года пара официально зарегистрировала отношения - за несколько месяцев до смерти актера.
Смерть
В последнее годы своей жизни М. Шелл испытывал сильные боли, ему было сложно передвигаться. После сложной операции на позвоночнике в феврале 2014 года актер умер в больнице, не приходя в сознание. Похоронен он в округе Вольфсберг в Австрии.