Жан Габен до Второй мировой
Жан Габен (это псевдоним, настоящее имя Жан-Алексис Монкорже) родился в Париже весной 1904 года. Его мать и отец зарабатывали на жизнь, выступая в кабаре. Поначалу Жан Габен идти по их стопам не хотел. Окончив коммунальную школу, он работал рабочим на железной дороге и курьером. А параллельно занимался спортом — футболом и боксом. Но в какой-то момент восемнадцатилетний Габен все-таки решил попробовать себя на подмостках и записался статистом в эстрадный театр «Фоли Бержер». Здесь он играл в музыкальных опереттах, появляясь, как правило, в амплуа «забавного ухажера». В этот период он познакомился с замечательной актрисой Габи Бассет. В 1925 году она стала его женой, и этот брак продлился около пяти лет.
В конце двадцатых годов Габен сыграл в двух немых короткометражках, но настоящим его дебютом в кинематографе следует считать роль продавца магазина одежды в музыкальной киноленте «Пусть каждому повезет» (1930). А воспринимать Габена как талантливого драматического артиста стали после роли в картине «Maria Chapdelaine» (режиссер-постановщик Жюльен Дювивье).
В 1933-м Жан женился во второй раз на красавице-танцовщице Жанне Мошон. Жанна была властной женщиной. Она стремилась заниматься делами мужа, строить его карьеру, и в какой-то момент Габена начало это раздражать. Впрочем, разногласия в некоторых вопросах не помешали им стать родителями двоих детей.
Во второй половине тридцатых годов Жан Габен продолжил блистать на экране — особенно значимым было его участие в лентах Жана Ренуара «Великая иллюзия» (1937) и «Человек-зверь» (1938, по роману Эмиля Золя с тем же заголовком). Также многим зрителям Габен запомнился по работам в кинолентах Марселя Канье — «Набережная туманов» и «День начинается».
Отношения между Габеном и Жанной Мошон фактически закончились в 1939 году, но судебные тяжбы и бракоразводный процесс тянулись еще до 1943 года.
Габен во время и после войны
Вторая мировая война прервала актерскую карьеру Габена. Он не пожелал оставаться в оккупированной гитлеровскими войсками Франции, и уехал в США. Но в Голливуде он смог получить роли лишь в двух не слишком значимых картинах. Отношения с американскими кинопродюсерами у Габена не сложилась. Причина банальна: актер обладал непростым характером и не всегда был готов идти на компромисс.
В конечном счете Габен в 1943 году бросил Голливуд, записался в армию и улетел на фронт в Алжир. Вскоре он стал командиром экипажа танка и даже дошел в этом качестве до ставки Гитлера в баварском Бертехсгадене.
В кино Габен вернулся в 1946 году, снявшись в фильме «Мартен Руманьяк». Его партнершей по съемочной площадке была знаменитая актриса Марлен Дитрих. С ней у Габена тоже был роман — о красивых взаимоотношениях этих двух звезд кино написано немало статей и книг. Но все же им было суждено расстаться: Марлен Дитрих улетела в Голливуд, Габен остался в любимой им Франции.
Во второй половине сороковых Габен снялся еще в нескольких кинофильмах, но ни один из них не имел значительного успеха. Казалось, актерской карьере Габена пришел конец. Зато наладилась личная жизнь. В 1949 году Габен оформил отношения с манекенщицей Доминик Фурнье, и этот брак оказался очень счастливым для актера. Доминик и Жан прожили вместе 27 лет, у них родилось трое совместных детей.
Возвращение в кино, последние годы и смерть
Триумфальное возвращение Габена в кино случилось 1954 году. В этот год на экраны вышел гангстерский кинофильм «Не тронь добычу», где Габен сыграл грабителя по имени Макс. Работу возрастного актера критики оценили по достоинству — ему была вручена награда за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. После этого ленты с участием Жана выходили в свет одна за другой. Играл он и безработных бродяг, и великих сыщиков, и высокопоставленных чиновников...
Работал Габен вплоть до смерти. В последней своей картине (она известна под названием «Святой год») артист снялся в 1976-м. В том же году Габен умер от осложнений болезни легких. В полном соответствии с завещанием киноактера кремировали, после чего его прах был развеян над морем Ируаз.