Биография Аврелия Августина
Богослов и философ Аврелий Августин родился в 354 году в семье провинциального чиновника. Мать философа - религиозная христианка Моника - оказала на него огромное влияние. Отец Августина исповедовал идолопоклонство. Родиной Аврелия является небольшой африканский город Тагаст, расположенный на территории современного Алжира. В семье было трое детей, однако образование смог получить только будущий философ. Провинциальный чиновник не обладал огромным богатством, и, чтобы дать детям возможность учиться, родители должны были занимать деньги.
Начальным знаниям грамматики и арифметики Аврелий Авгут обучился на родине. Затем получал образование в Карфагене на курсе риторики. После окончания школ риторики Августин остается преподавать данный курс в Карфагене. Несмотря на глубоко религиозную христианку Монику, сам Аврелий вел праздный образ жизни, однако наставления матери помогли ему вернуться на правильный путь.
Во время жизни в Карфагене Аврелий изучал труды Цицерона, которые и вызвали в нем желание заниматься философией. В этот период Августин пишет свою первую философскую книгу. Однако эта работа философа не дошла до наших дней. Первое чтение христианского учения не вызвало интереса у будущего философа. Августин не соглашался с примитивным языком и мышлением Священного писания, поэтому перешел на специфическое восприятие и трактование Библии. В возрасте 28 лет Аврелий уехал в Рим и стал сторонником манихейского учения. После встречи с духовным наставником манихеев, Августин отказался от данного учения и стал склоняться к скептицизму.
Свои религиозные взгляд Августин изменил после знакомства с монахом Амвросием, который смог изменить представления и интересы молодого ученого и склонить его к христианству. В 387 году Аврелий принимает крещение и переходит в христианскую веру.
Философское учение Августина Блаженного
Особое значение приобретает творчество знаменитого философа. Его философское учение складывалось под влиянием множества различных факторов. Огромную роль в становлении Августина как ученого и богослова сыграло его увлечение различными религиозными взглядами. Его перу принадлежит множество произведений, как религиозной, так и светской философской направленности.
Философия Аврелия складывалась под влиянием его матери Моники, поэтому его учение - это синтез философии, религии и божественного предопределения. После принятия христианства, в трудах Аврелия появилось много негативных откликов о манихействе, скептицизме. Августин пишет философский трактат, в котором подвергает критике академиков и выступает против еретиков.
Философия ученого базируется на нескольких принципах. Он говорит о взаимодействии разума и веры, и их влиянии на становление человека. Как истинный богослов, Аврелий говорил о том, что только взаимовлияние разума и веры способно привести человека в град Божий. При этом каждому верующему необходимо выбрать свой путь. Одним может помочь опора на чистый разум, другим - вера, основанная на внешнем авторитете.
Еще одним принципом философии Августина становиться восприятие Бога не как абсолюного обезличенного духа, а как личность. Такое восприятие Бога проводило грань между божественным предопределением и судьбой.
Наиболее известной работой философа считается трактат "О граде Божием", в котором в тридцати книгах были изложены принципы религиозно - философского учения Августина Блаженного.
В начале данной работы Аврелий говорит о причинах падения Римской империи, о том, что христианский мир погряз в пороках и грехе, поэтому не смог существовать в дальнейшем. В пяти томах излагается учение о противоречии христианской и языческой веры, в остальных книгах говориться о соотношении светской и духовной власти. Весь мир, по мнению Августина, разделен на две части: град Божий и град Земной. В первом проживают праведники, действующие на основе моральных этических норм. Они живут согласно божественным заповедям. В другом мире проживают люди, которые ориентированы на земную мораль, поэтому живут в пороке и с любовью к себе. Этот мир Аврелий Августин описывал как постоянную борьбу добра со злом.
Изучение общества и истории
Философские взгляды Августина не ограничивались только религиозными представлениями. Ученый размышлял и о развитии общества, о социальном неравенстве и нищете. Он полагал, что человек сам венец своего счастья, поэтому винить кого-либо в своем невежестве он не может. Само социальное разделение, разграничение общества на богатых и бедных - необходимое условие социальной жизни. Аврелий доказывал, что уравнения в богатстве добиться невозможно. Неравенство будет существовать всегда, пока существует человеческое общество. Однако Августин успокаивал людей, заявляя, что бедный человек всегда будет жить по совести и получит полную свободу действий, а богаты - навсегда останется рабом денег.
Аврелий Августин в труде "О граде Божием" говорит о принципиальном равенстве богатых и бедных перед Богом, призывая их жить в мире и согласии. Философия Августин Блаженного была попыткой объяснить единство всемирной истории. В условиях средневекового развития общества, разрушения Западной Римской империи, философское учение Августина привело к росту авторитета римской католической церкви. Поэтому во времена западноевропейского средневековья фигура богослова приобрела огромный авторитет.