Биография

Майя родилась в российской столице двадцатого ноября 1925 года на Сретенке, в доме деда, зубного врача. Когда ей было 7 лет, отца отправили на архипелаг Шпицберген консулом. Дочь и жена последовали за ним.

А после случился 1937-й. Отца расстреляли, а мать вместе с младшим сыном попала в систему ГУЛАГ и в 1938-м была выслана в Казахстан. Майю забрали к себе Мессереры, родственники, танцовщики Большого театра. Именно Суламифь Мессерер немного раньше отвела Майю в танцевальное училище, и ей же пришлось серьезно побороться, чтобы удочерить девочку, которая могла попасть в приют для «врагов народа».

Только за два месяца до начала Великой Отечественной Майя Михайловна Плисецкая смогла вернуться в Москву, где поступила в хореографическое училище, продолжая учебу, и закончив его в 1943-м. Знаменитая Ваганова, у которой училась будущая легенда, называла ученицу «рыжей вороной» за невнимательность и неусидчивость. После окончания учебы Майю приняли в Большой театр, и довольно скоро юная балерина приобрела статус примы.

Карьера

С 1950-го Плисецкая объездила весь мир вместе с труппой Большого театра. Англия, Италия, США – и везде ее выступления встречали восторженным потрясением. Майя стала настоящей легендой мирового балета.

Она создала собственный стиль танца, ввела в балетную хореографию новые элементы, танцевала с такой страстью и самоотдачей, что зал рыдал и смеялся на ее сольных выступлениях. А после «Умирающего лебедя» ее всерьез спрашивали, есть ли кости в руках танцовщицы, превращающихся на сцене в настоящие крылья.

В 1960-м году из Большого ушла Уланова, «официальная» прима-балерина, и ее место прочно заняла Плисецкая. Специально для нее было поставлено множество балетов и миниатюр. Майя пробовала себя и в качестве балетмейстера, создавая на сцене невероятные, пластичные и яркие композиции.

Настоящим скандалом и невероятным фурором обернулась «Кармен» в постановке Альберто Алонсо. Советская сцена предпочитала невинные и оптимистичные спектакли, а в балете кубинца речь шла о сексе, власти, богатстве и роковой страсти. Министр культуры решила запретить постановку, но положение спас именитый муж Плисецкой, композитор Щедрин.

Затем новаторше Майе захотелось станцевать «Болеро» Мориса Бежара, и это был действительно адский труд. Нужно было забыть все, что Плисецкая знала о пластике и танце раньше. Непривычная музыка, другая лексика балета, дьявольская смесь различных элементов хореографии. И она справилась! И летала по сцене, как всегда, легкая, страстная, откровенная и счастливая.

Помимо балета Плисецкая занималась обучением молодых танцовщиц, выпустила 3 автобиографические книги, снималась более чем в 30-ти фильмах. Её высказывания до сих пор цитируют в сети Интернет, образ вдохновляет художников, режиссеров, писателей, а список наград, орденов, званий и премий различных стран мира, включая Японию, Финляндию и Францию, почти бесконечен.

В 80-х годах Майя с мужем проводили много времени за границей, где она работала руководителем Римского театра, Испанского балета, занималась постановкой балетных спектаклей в Нью-Йорке. В 1990 году из-за смены руководства Плисецкую уволили из Большого, что послужило поводом для грандиозного скандала. Впрочем, сама танцовщица отнеслась к этому куда спокойнее, чем ее многочисленные поклонники и защитники, среди которых было немало влиятельных людей.

Для величайшей балерины все также делались постановки, она выступала, давала мастер-классы и руководила питерским конкурсом «Майя», позволявшим одаренным детям начать балетную карьеру.

Личная жизнь и смерть

До самой встречи со своей единственной любовью на всю жизнь, Майя не раз заводила отношения с коллегами, и один раз даже вышла замуж на целых три месяца за Мариса Лиепу. Но все это было забыто навсегда, когда на пути одаренной женщины появился Родион Щедрин – пианист, композитор, наставник.

Это была действительно вечная, единственная и прекрасная любовь. Майя и Родион оформили брак осенью 1958-го года. Они не знали, что такое ссоры, как можно не поддержать друг друга и не пойти на край света за любимым человеком. Балерина жалела лишь о том, что не смогла решиться уйти со сцены на время и подарить мужу ребенка.

Они вдохновляли друг друга, и этот невероятный творческий и брачный союз продлился до самой смерти Плисецкой, которая скончалась 2 мая в Мюнхене, немного не дожив до своего 90-летнего юбилея, в 2015 году. По завещанию обоих супругов, после смерти Родиона их тела сожгут, прах смешают и развеют над Россией...