Лугоши до переезда в Америку
Настоящее имя Белы Лугоши — Бела Ференц Дёже Блашко. Он родился в 1882 году в городке Лугош, что находится на территории современной Румынии (а тогда эта земля входила в состав Австро-Венгрии). Иштван, отец Белы, происходил из семьи потомственных фермеров, однако сам он был пекарем, а затем банковским служащим. Бела был четвертым ребенком в большой семье.
В двенадцатилетнем возрасте он перестал посещать школу и присоединился к провинциальному театру в городе Шабадки. Сначала мальчик просто выполнял приказы актеров, и лишь в 19 лет начал появляться на сцене. А первые заметные роли ему начали давать только в сезон 1903 года.
В 1911 году Лугоши великолепно сыграл Ромео в классической шекспировской пьесе, чем обратил на себя внимание критиков. Это позволило ему переехать в Будапешт и устроиться в Национальный королевский театр.
Карьера Лугоши в кино началась после знакомства с продюсером Альфредом Диши. Бела подписал двухлетний контракт с компанией Диши «Звездные фильмы». И первым венгерским фильмом, в котором принял участие Лугоши, был фильм под названием «Полковник». Интересно, что тогда Бела в титрах значился как «Аристид Ольт».
Когда началась Первая мировая, Лугоши пошел на фронт добровольцем. В австро-венгерской армии ему дали чин лейтенанта и определили в пехоту. За два года своей службы Бела получил три ранения и был даже один раз награжден.
В 1917 году Бела Лугоши женился в первый раз — на некой Илоне Змик. Впрочем, в скором времени брак распался из-за того, что супруги имели кардинально противоположные политические взгляды.
В 1919 году Лугоши перебрался в Германию, где продолжил сниматься в кино. Среди прочего, в 1920 году он снялся в фильме Фридриха Мурнау «Голова Януса» — своеобразной экранизации популярного сюжета о докторе Джекилле и мистере Хайде.
Первые шаги в Голливуде, второй и третий брак
В 1920 году Лугоши переезжает в Америку, а в 1921-м обосновывается в Нью-Йорке. Чтобы иметь деньги на жизнь, ему поначалу приходится работать на непрестижных работах. Но со временем он начинает выступать в театре венгерской общины, а также сниматься в кино в незначительных ролях — допустим, в ленте 1924 года «Тот, кто получает пощечины» он изображал одного из десятков одинаково загримированных клоунов. Его первая серьезная роль в Голливуде — полицейский в киноленте Тода Броунинга «Тринадцатый стул» (1929).
Бурной была в двадцатые годы и личная жизнь эмигранта Лугоши. В 1921 году он женился на Илоне фон Монтаг (этот брак продлился три года). В 1929 году Лугоши сочетался браком в третий раз — его очередной супругой стала Беатрис Уикс, вдова, владевшая достаточно большим состоянием. Этот брак распался уже через четыре месяца по банальной причине: жена застукала Лугоши с любовницей — Кларой Лук.
Роль Дракулы — главная роль в жизни
К 1930 году Лугоши уже добился определенного успеха на Бродвее. Его стали узнавать как исполнителя главной роли в театральной постановке «Дракула», основанной на адаптации легендарного романа Брэма Стокера. На успех этой постановки обратили внимание и в киностудии Universal. В 1930 году эта студия выкупила все необходимые права и стала заниматься собственной экранизацией истории о Дракуле
Главную роль в готовящемся фильме должен был сыграть Лок Чейни. Но он умер от рака еще до того, как начались съемки — это едва не стало причиной закрытия проекта. Выход был найден режиссером Тодом Браунингом: он предложил отдать роль графа-вампира Лугоши, с которым был уже знаком.
Бела Лугоши понимал, что эта роль может открыть для него новые возможности в Голливуде, поэтому весьма ответственно подошел к созданию образа. Интересно, что актер просил перед появлением в кадре не гримировать его, и это оказалось хорошим решением. Многие зрители запомнили графа Дракулу в исполнении харизматичного венгра. Злодей получился и вправду очень выразительным: страшным, жестоким, но с аристократическими манерами. Во многом благодаря этому образу Лугоши был (правда, посмертно) удостоен звезды на Аллее Славы в Голливуде.
Лугоши в тридцатые годы
Популярность Дракулы повлияла на дальнейшую карьеру Лугоши. Ему теперь предлагали только роли стереотипных злодеев — сумасшедшего доктора Миракла в «Убийстве на улице Морг» (1932), зомби в «Белом зомби» (1932), Роксора в «Волшебнике Чанду» (1932), вампира в черном в «Знаке вампира» (1935) и так далее.
Особое место в фильмографии Лугоши тридцатых годов занимает лента «Черный кот» (1934). Здесь Лугоши играл психиатра Витуса Вердегаста, персонажа, который, наоборот, противостоял главному злодею. Кроме того, в этой картине партнером Лугоши был Борисом Карлофф — другой великий мастер хоррор-фильмов.
В 1933 году Лугоши заключил брак с девятнадцатилетней Лилиан Арх, дочерью венгерских эмигрантов. С ней Бела в итоге прожил 20 лет. А через пять лет после заключения брачного союза, то есть в 1938 году, родила ему сына (ему тоже дали имя Бела). Став в 1938 году отцом, актер стал испытывать определенную нехватку средств, и поэтому брался за любые роли.
Забавный факт: когда сын подрос, Лугоши-старший посоветовал ему не становиться актером. И сын прислушался к совету — выбрал профессию адвоката.
Сороковые годы: закат карьеры
С 1939 по 1945 год сам жанр ужасов в американском кинематографе заметно деградирует. Хоррор-фильмы, выпущенные в это время, как правило, представляют собой низкопробное зрелище, цель которого — принести продюсерам доход при минимальных тратах. Лугоши вынужден подстраиваться и соглашаться на съемки в третьесортных картинах, которые сейчас мало кому интересны.
Меняется в это время и отношение продюсеров University к Лугоши: они начинают платить ему очень маленькие по голливудским меркам деньги. Так, например, за неделю съемок в «Призраке Франкенштейна» (1942) он изначально получил лишь 500 долларов. Узнав об этом, режиссер-постановщик Роуленд Ли специально расширил роль злого горбуна Игоря, которого играл Лугоши, чтобы актер мог получить побольше денег за свою работу.
Вероятно, одной из причин плохого отношения к Лугоши со стороны продюсеров был акцент, от которого венгерский актер не сумел до конца избавиться. Не стоит забывать и о значительном возрасте Лугоши – ему тогда было уже больше 60 лет!
Во второй половине сороковых ситуация только ухудшилась: от новых ролей актер практически не получал финансового или творческого удовлетворения. В результате у Лугоши усугубились проблемы со здоровьем, и он «подсел» на болеутоляющие лекарства того времени, говоря иначе, стал наркоманом.
Последние годы и смерть
В 1950-х годах Лугоши сотрудничал с весьма своеобразным режиссером Эдвардом Вудом. Вуд был фанатом творчества Лугоши, и поэтому охотно приглашал его в свои фильмы. Так в 1953 году Лугоши сыграл в ленте «Глен или Гленда», а в 1955 году — в ленте «Невеста монстра». Гонорары, заработанные старым актером за съемки в этих фильмах, помогли ему побороть наркотическую зависимость.
После этого Лугоши получил еще две маленькие роли — в картине «Черное бездействие» Реджинальда Ле Борга и в картине «План 9 из глубокого космоса» того же Вуда (кстати, этот фильм многие эксперты считают худшим вообще за весь XX век).
Достоверно известно, что Лугоши в этот период хотел стать ведущим в телепрограмме «Театр Шока». Актер в данной программе мог бы делать обзоры на старые кинофильмы, в частности, на те, в которых когда-то он сам снимался, но, увы, это так и осталось лишь планами.
Старика Лугоши в пятидесятые годы ждали и серьезные перемены в личной жизни — в 1953 году он развелся с Лилиан Арх. Лилиан устала от ревности мужа, и поэтому ушла от него. В 1955 году Лугоши женился в пятый раз — на тридцатипятилетней Хоуп Лайнингер, которая была давней поклонницей актера. Но счастье супругов оказалось недолгим: 16 августа 1956 года самобытный актер умер от внезапного сердечного приступа.