Сага как литературное произведение
Изначально сагами назывались литературные произведения повествовательного характера, которые составлялись в XIII-XIV веках в Исландии. В сагах рассказывалось о жизни и истории скандинавских народов.
Само слово «сага», вероятно, происходит от древнескандинавского saga, что означает «сказание», «сказ». Исследователи сходятся во мнении, что термин происходит от исландского segia («говорить»).
Первоначально у народов, населявших Исландию, термин «сага» обозначал любое повествование – как устное, так и закрепленное в письменном источнике. Однако в науке принято считать сагами литературные памятники, записанные в указанные века.
В настоящее время сагой нередко именуют литературные произведения, принадлежащие к иным стилям и эпохам. Для подобных произведений характерны определенная эпичность стиля. Иногда сагой называют описание семейных историй нескольких поколений.
Самые известные исландские саги:
- «Сага о Ньяле»;
- «Сага о Гисли»;
- «Сага о Эгиле».
Принципы построения саги
Обычно сага начинается с описания родословия действующих персонажей. Часто сказание начинается стандартной фразой: «Жил человек по имени…». Таким способом дается характеристика наиболее значимых персонажей. Нередко рассказ начинается с описания жизни нескольких поколений, предшествовавших появлению основного героя. Часто начало саги восходит к временам заселения древней Исландии и возникновения в Скандинавии первых государств. В саге обычно присутствует достаточно большое число действующих лиц – иногда до сотни и даже более.
Основные события исландской саги – это обычно родовые распри или жизнь правителей. Саги содержат подробные описания того, что происходило в давние времена. Очень часто в них указывается даже то, кто, кому и какую рану нанес в битве. В сагах присутствуют цитаты из других литературных источников (к примеру, из текстов древнескандинавских сводов законов). Для исландской саги характерна четкая хронология событий: в сказании точно указывается, сколько лет прошло от конкретного события.
Описание внутреннего мира и эмоций действующих лиц в сагах изображаются сдержанно и весьма лаконично. По этой причине современному читателю, который воспитан на литературе с экспрессивной передачей чувств, бывает нелегко оценить глубину трагедии, в которую вовлечены герои сказания. В исландских сагах нет того описания отношений между полами, которое присуще нынешней литературе. Взаимоотношения между супругами и другими членами семьи находят отражение в повествовании лишь постольку, поскольку они имеют отношение к разворачивающемуся сюжету. Нередко о любовной связи говорится лишь при помощи намеков.
Для некоторых исландских сказаний характерно использование элементов фантастики. В саги включались эпизоды с нечистью, привидениями.
Деление сказаний на циклы
Вся совокупность текстов, которые принято называть сагами, по традиции разделяют на ряд циклов. Основанием для такого деления является время действия и тематика произведений:
- «Саги о древних временах»;
- «Саги о королях»;
- «Саги об исландцах»;
- «Саги о недавних событиях»;
- «Саги о епископах».
Наибольшую известность получил цикл «Саги о древних временах». Эти сказания повествуют об истории Скандинавии. Основа для таких повествований – мифы и легенды, переплетенные со сказочными мотивами. Самый известный источник, относящийся к этому циклу, носит название «Сага о Вёльсунгах».
«Саги о королях» содержат описание истории Норвегии и Дании. Причина для выбора предмета проста – в самой Исландии монархической власти не существовало. Одним из самых известных произведений данного цикла считается «Сага о Хаконе Хаконарсоне».
«Саги об исландцах» иначе называют также «Родовыми сагами». Предметом таких сказаний становились истории о жизни исландских родов и взаимоотношениях между ними. События, которые нашли отражение в таких сагах, обычно относятся к X-XI векам. Вершиной исландского родового эпоса можно считать «Сагу о Ньяле». Это пространное сказание имеет вполне связную структуру и повествует о храбром и достойном человеке, который женился на красивой женщине. Герой проходит через целый ряд распрей. Основная проблематика родовой саги – становление стабильности в обществе и роль в этом человеческих страстей.
«Саги о епископах» содержат описание истории католицизма на территории Исландии. В этих повествованиях историки находят множество достоверных данных о деяниях католических епископов.
Особенности исландской саги
Традиционно в Европе считалось, что исландцы – народ, который умеет сочинять саги и почти никогда не лжет. В одном из предисловий к историческому исследованию, написанному на латыни, автор говорит, что в своей работе он опирался на исландские саги – именно потому, что «народ этот не подвержен лжи». Считалось, что саги содержат вполне достоверные сведения о жизни народа, населявшего Исландию.
Аналогов исландской саги в Европе нет. Так называемые ирландские саги с исландскими сказаниями ничего общего не имеют. Сага в изначальном понимании этого термина – это устное повествование о неких важных и значимых событиях.
Некоторые исследователи не считают сагу жанром, рассматривая такое повествование как одну из форм рассказа о прошедших событиях. Так называемые родовые саги примечательны вниманием, которое уделяется бытовой жизни. Здесь находится место для описания коллизий, происходивших в повседневности. Такой подход не является характерным для прочих исторических источников: обычно средневековые историки не упоминают в своих сочинениях о том, каким способом готовится завтрак, как люди ссорятся на свадебном пиршестве. Все эти живописные детали из исторических повествований выпадают.
А вот для традиционной исландской родовой саги подобные сюжеты – не редкость, а самый главный предмет интереса. Составителей в первую очередь интересовали бытовые подробности жизни лучших и самых ярких представителей того времени.
Не меньший интерес представляют для рассказчиков самые разные правовые коллизии, тонкости и хитросплетения правовых ситуаций. В сагах также в изобилии присутствуют преступления и кровопролития. Однако рассказы об этом вводятся не для того, чтобы сделать изложение увлекательным: хроникер просто дает подробное описание происходившим на самом деле событиям. Если какой-то кровавый эпизод не имел места в действительности, он не приписывается герою. Любой рассказчик, по всей видимости, считал себя носителем правды и не пытался приукрасить действительность. Почти все персонажи тех саг, что дошли до современности, являются конкретными историческими лицами.
Обычно в сагах рассказывается о прошедших событиях, что привносит особое своеобразие в стиль повествования. В частности, это касается подробного описания генеалогии, предшествующей основному рассказу. Введение описаний родов было тем моментом сказания, который делал сагу достоверной и придавал ей убедительность. Среди слушателей сказаний наверняка были те, кто состоял в отдаленном родстве с персонажами, которых рассказчик подробно перечислял в самом начале.
Особняком в литературе того времени стоят «королевские саги». Они написаны исландцами, однако повествуют о Норвегии. Норвежцы – ближайшие соседи исландцев. Между двумя народами всегда существовали не только дружеские, но и враждебные отношения. Норвежские конунги проявляли интерес к Исландии. Последние, в свою очередь, также интересовались политическими событиями Норвегии. «Саги о королях» содержат рассказы о политических событиях, имевших место в норвежских землях с XIII века.
Правдивость любых видов исландских сказаний не вызывает сомнений у исследователей. Правдой дышит каждая строчка саг. Хотя не исключено, что незначительные детали рассказчики вполне могли сочинять. В частности, это может касаться диалогов между героями повествования. Но было бы нелепо упрекать составителей саг в фальсификации событий только на этом основании.
Впрочем, известны и саги, где от начала до конца присутствовал вымысел. По своему стилю эти истории ближе к сказкам. Здесь вполне можно встретить огнедышащих драконов; герои в таких сказания способны одним броском копья пронзить дюжину врагов. Следует отметить, что такие саги с элементами фантастики пользовались в народе большой популярностью.