Родился Анатолий в 1925 году в Харькове, в семье инженера и переводчицы. Рос обычным мальчишкой, хотя отличался интересом к театру и всему, что было с ним связано.
Во время войны семья Эфросов попала в эвакуацию в Пермь, куда переехал театр Моссовета. Тогда Анатолий и решил поступить в студию этого театра. Здесь было интересно, однако он чувствовал потребность в режиссуре, и вскоре он поступил в ГИТИС, на курсы режиссуры.
Карьера режиссера
Дебют молодого режиссера Эфроса состоялся в 1951 году – это был спектакль «Прага остается моей». Затем следует вторая постановка – «Приезжайте в Звонковое». Оба спектакля критикой были признаны удачными, понравились они и публике. Чуть позже Анатолия Эфроса направили в Рязань, в местный драмтеатр, на должность режиссера. Там он проработал два года и снова вернулся в Москву.
Здесь его принимают в качестве режиссера в Центральный детский театр, руководила которым Мария Кнебель – бывший педагог Анатолия. Она полностью доверяла ему, и при Эфросе театр расцвел. Он ставил великолепные спектакли для подростков по пьесам Александра Хмелика и Виктора Розова.
В то время в ЦДТ играли Олег Ефремов, Лев Дуров, Олег Табаков. Они играли спектакли на злободневные темы, и зрители принимали их с восторгом, любили за новизну и искренность.
В 1963 году Эфрос становится режиссером театра Ленинского комсомола, и там собирается творческий молодежный коллектив. Вместе с ним работают будущие звезды театра и кино: Валентин Гафт, Александр Збруев, Анна Дмитриева, Михаил Державин, Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Ольга Яковлева. Они с удовольствием ставят и играют пьесы современных драматургов и классику.
С 1966 года в жизни Эфроса начинается черная полоса: признали неудачным его постановку «Чайки», спектакль запретили. Анатолий Васильевич переходит в Театр на Малой Бронной, однако и здесь постановка «Трех сестер» проваливается, спектакль тоже запрещают. Спектакль «Обольститель Колобашкин» по пьесе Радзинского также подвергли острой критике. И только на классическом репертуаре он смог, наконец, реабилитироваться.
В конце 60-х критики заговорили о новом направлении в театральной режиссуре, о школе Эфроса, о его режиссерском феномене. В тот период увидели свет его спектакли «Ромео и Джульетта», «Месяц в деревне», «Женитьба», «Отелло», два разных спектакля «Дон Жуан».
Сам режиссер становится преподавателем ГИТИСА и выпускает свои книги: «Репетиция – любовь моя», «Продолжение театрального рассказа», «Профессия: режиссер», «Книга четвертая». В них Эфрос описал свою биографию, а также поделился сценическими находками и режиссерским опытом.
В конце 70-х в жизни Эфроса случился новый профессиональный кризис, и его переводят в театр на Таганке. Здесь режиссера приняли настолько прохладно, что контакт с труппой он так и не смог установить. В такой обстановке он проработал много лет. И во многом из-за такой нервозной обстановки подорвал свое здоровье.
В 1987 году Анатолий Эфрос ушел из жизни, похоронен на Кунцевском кладбище.
Личная жизнь
Еще в начале 50-х годов Анатолий Эфрос женился на Наталье Крымовой, которая собиралась стать театральным критиком. С тех пор супруги не расставались, хотя Анатолию Васильевичу приписывали романы на стороне.
Однако он так был занят своей работой и так увлечен ей, что на остальное просто не было времени – таково мнение многих людей, кто при жизни знал Эфроса.
В 1954 году у Анатолия и Наталья родился сын Дмитрий. Он пошел по стопам родителей: окончил школу-студию МХАТ и стал режиссером-постановщиком. С 90-х годов Дмитрий занимается живописью.