Певунья из рода Музалевых

Местом рождения певицы стал Красноярский край. Здесь в 1956 году впервые прозвучал ее голос. А выросла она в Шушенском. Как все, бегала по незнакомым с асфальтом улочкам, рыбачила и купалась на речке Шушке. Одновременно с курсом общеобразовательных школьных предметов училась играть на скрипке.

Мама, Таисия Андреевна, работала на птицефабрике. Отец, как художник и человек вольной профессии чаще находился вдали от семьи. В детстве воспитанием Лиды и ее брата Володи занималась в основном бабушка Варвара. Она-то и передала внучке свою большую любовь к народным песням. Уже в школе Лида артисткой была, побывав с агитбригадой во всех населенных пунктах района.

Судьбоносные встречи


Природный дар и мечта стать певицей получили дальнейшее развитие после Московского государственного института культуры, который Музалева закончила в 1977 году. Еще студенткой на каникулах она встретила будущего мужа Павла. А после свадьбы молодая жена переехала к нему в Обнинск. Там все и начиналось.

Следующим местом встречи стал знаменитый "Строитель". В этом Доме культуры под крылом В.С. Пикалова набирали высоту, чувствуя локоть друга, Музалева и ее влюбленные в народное музыкальное творчество коллеги. Вместе переживали звездные минуты и тревожные часы, когда перестроечные трудности чуть не привели к концу спевшийся за годы великолепный коллектив.

Счастливое стечение обстоятельств и судьба привели Музалеву в Калужскую областную филармонию, когда прославленный оркестр народных инструментов искал новую солистку. С тех пор с "Калинкой" певица в гастрольных поездках исколесила пол Европы и выступала на самых прославленных сценах Москвы.

Два неразлучных голоса – певицы и баяна

Первый партнер Музалевой до сих пор рядом с нею на сцене. Голос баяна Владимира Симонова и голос певицы неразлучны. С самого начала, с первого совместного выхода к зрителям в ДК "Строитель" они самым удивительным образом вдохновляют и дополняют друг друга. И музыкой одной души звучат альтовый тембр Музалевой и баян Симонова в сольных выступлениях певицы.

Сегодня они оба при званиях. А репертуар Заслуженной артистки и заслуженного работника культуры разросся до 200 романсов, народных композиций и авторских песен. В их творчестве прослеживается преемственность и продолжение традиций великих истинно народных певиц уровня Обуховой, Руслановой, Зыкиной, Шульженко.

Вторая Зыкина с собственной индивидуальностью

Когда в финале телевизионного конкурса Музалева запела "Оренбургский пуховый платок", ее дружно провозгласили второй Зыкиной. Хотя у нее совсем другой тембр. Да и воздух Музалева иначе набирает. Низкие ноты выдает более задушевные и бархатистые. Критики единодушно отмечают яркую индивидуальность творчества певицы.

Сама Музалева не скрывает, что Зыкина, внесшая неоценимый вклад в копилку русской песни, – ее кумир. В 1999 году они встретились, выступая на фестивале "Поющая Россия". Тогда Музалева подарила Зыкиной свою первую пластинку и удостоилась особой похвалы за одну из звучавших там композиций. А в 2013-м появился посвященный великому таланту диск, где хиты Зыкиной исполняла Музалева.

Героиня на сцене, а не в светской хронике

В быту Заслуженную артистку отличают скромность и сдержанность. Музалева не очень любит отвечать на вопросы представителей прессы о биографии и не спешит привлекать к себе внимание публики мельканием в светской хронике. В магазинах и на улицах ее не узнают. Подробности личной жизни всенародно не обсуждают.

Хотя за все годы Музалева так и не сумела нарастить себе защитный панцирь против грубости и равнодушия. До сих пор ей душу ранит чиновничье или бытовое бескультурье. Но на хамство предпочитает отвечать обезоруживающей улыбкой. Душевные раны залечивает песнями, контактом со зрителем.

И не только душевные. Однажды Музалева приболела, начала кашлять и чувствовала себя простуженной. Переживала, что не сможет в таком состоянии петь. Но ведь люди ждут ее выступления. Вышла к ним – и тут чудесным образом голос прорезался! Давно так вдохновенно, с такой отдачей она не пела.

Сама себе художник по костюмам

Артистичностью и своей искренностью Музалева неизменно покоряет публику. Каждую песню она старается преподнести как драматическое произведение. Совершенствуя свою творческую манеру, не избегает экспериментов. Зрители с благодарностью и воодушевлением восприняли совместное выступление Музалевой с танцевальным коллективом "Купава" и запомнили яркую хореографию "Край березовый" в сопровождении ее проникновенного голоса.

Великолепным сюрпризом для публики стали необыкновенные сценические наряды, созданные самой певицей. Новой гранью ее творчества стал образ роскошной и величественной русской красавицы. Фантазиям искусной рукодельницы в фольклорном стиле нет границ. Коллеги даже подозревают, что Музалева советуется со своим мужем, известным художником Павлом Вольфсоном.

Каждое выступление – праздник для души

На сцене артистка выглядит царицей. Но при этом так естественно держится, так искренне дарит ощущение радости, что публике передается ее особый дар сопереживания. Напряжение будней и заботы отодвигаются на задний план ее чудесным голосом. Душа отдыхает, преисполнившись гордостью за то, что земля русская рождает такие таланты.

Удивительно, но артистка признается, что ощущает почти тот же трепетный восторг от контакта со своими слушателями. И перед каждым выступлением волнуется, как в первый раз. Неординарность личности Музалевой проявляется феноменальной работоспособностью. Может быть, потому время не властно над ней. Музалева его просто не замечает, ощущая такой же интерес к жизни, как тридцать лет назад.