В те времена куратор оказывал помощь в выборе предпочтений в учебе подопечного, в соблюдении требований к выпускным и экзаменационным работам, а также помогал студентам переходить на другой курс в случае необходимости.
К 18 веку круг задач тьютора был четко очерчен. Тьюторство стало неотъемлемой частью сферы образования Англии. В обязанности наставника входило:
- сопровождение ученика в течение учебы;
- адаптация в образовательном заведении;
- рекомендации и подсказки по выбору подходящего курса;
- составление плана лекций и подготовка к проверочным испытаниям.
Тьюторы сегодня
Слово tutor в переводе с английского означает персональный учитель и наставник, куратор. Для российской системы образования данная профессия - абсолютное новшество. В США и европейских странах эти специалисты давно уже стали нормой.
Не стоит путать тьютора с педагогом. Да, направления деятельности довольно схожие, но задачи у них совершенно разные. Тьютор по-прежнему является мостиком между полноценным учителем и учеником, и его задача – не дать образование, а сопроводить и обеспечить обучение. Не имеет значение возраст ученика – посещает он детский сад или уже заканчивает вуз. Куратор решает и организовывает сложные моменты, контролирует соблюдение режима и корректность расписания и даже психологически он сумеет настроить ученика на нужный рабочий лад.
Современная действительность такова, что учителя просто не обращают внимания на отстающих и непоседливых учеников, особенно если они не проявляют интерес к предмету. Тьютор же, наоборот, находит индивидуальный подход к ребенку или подростку, выявляет его интересы и помогает определить профориентацию. По сути, куратор мягко направляет человека в поиске своего призвания, будущей профессии, в раскрытии талантов и реализации собственных возможностей.
К примеру, школьник не может решить математику и физику, однако силен в литературе и русском языке. Родители за занятостью продолжают настаивать на всестороннем развитии, а тьютор направит их чадо в нужном направлении и сделает его успешным учеником в своей области. Это инновационный подход устраняет уравнительное отношение к дошкольникам и школьникам и способствует восстановлению интереса к учебе у ребенка.
Сегодня тьюторы работают почти в каждом образовательном учреждении, но это за границей. А в России их вводят в качестве эксперимента в школах. И пока только в элитных.
И все же нередко можно встретить тьюторов, работающих с детьми-инвалидами. И здесь в их обязанности входит не только контроль за учебным процессом, но и оказание физической поддержки, доставка ученика и взаимодействие с окружающими как переводчик, если, к примеру, учащийся глухонемой. Такие дети, благодаря помощи куратора, получают возможность посещать традиционные школы вместе с обычными ребятами и чувствовать себя с ними на равных. Наставник помогает ребенку адаптироваться, показывает ему его возможности, а главное помогает окружающим воспринять и принять инвалида. Это благоприятно сказывается и на воспитании милосердия здоровых детей, которые при общении с инвалидами учатся приходить на помощь и даже заводить дружбу.
Важно понимать, что куратор – это вовсе не сиделка и не няня, это педагог и помощник. Он может быть прикреплен не к одному ученику, а к целой группе, и при этом он обязан уделять время каждому в полной мере.
Тьюторы в вузах
В некоторых столичных учреждениях уже введена практика - каждому студенту, который из-за неуспеваемости может быть отчислен, выделяется помощник – тьютор. Такое нововведение было предложено Высшей школой экономики. Это должно снизить количество отчисляемых ежегодно перво- и второкурсников. При этом четко обозначены задачи добровольца-наставника – не «натаскивание» ученика к экзаменам, а психологическая поддержка, разрешение споров между учеником и преподавателем. При этом тьютор не выполняет должностные обязанности вузовского куратора, ведь он должен находиться на одной ступени с учащимся, в то время как куратор по субординации – над ними обоими.
Ряд вузов на официальных сайтах уже принимают заявки на такого рода помощь, и этих заявок поступает довольно много. Пока нововведение только запускается, но учебные заведения рассчитывают на положительные результаты от этого эксперимента.
Тьюторы в Европе и Америке
В зарубежных странах с детьми и студентами работают наставники постоянно. У каждого ученика есть в образовательном комбинате или в высшем учебном заведении собственный назначенный куратор, к нему можно обратиться в любое время с любой проблемой. Как правило, за эти услуги родители ученика не доплачивают.
Задачи и навыки тьютора
К этим специалистам обращаются как школьные учреждения, так и сами родители, потому что они поддерживают и всячески способствуют сохранению интереса к учебе, прививают учащемуся самостоятельность, устраняют организационные сложности и налаживают контакт ученика с педагогом.
К сожалению, узкопрофильных специалистов-тьюторов с правильным образованием сегодня в России не встретить. Помощь детям, в том числе и инвалидам, оказывают наемные няни, бабушки, волонтеры и сами родители. А ведь настоящий профессиональный наставник – это не только первый помощник ребенка, но и опытный учитель и психолог. По сути, это всесторонне образованный человек, который может не только научить малыша правилам дорожного движения по пути домой, но и способен подтянуть старшеклассника по всем общеобразовательным предметам.
То есть в его арсенале знаний должны быть:
- психология;
- дошкольная и школьная педагогика;
- организационное дело;
- педагогическое образование;
- коррекционная педагогика (для инклюзивных учреждений);
- медицинские знания (при работе с инвалидами).
Безусловно, настоящим тьютором способен стать лишь тот человек, который стремится помогать детям. Нередко школьные педагоги испытывают раздражение по отношению к детям и ведут себя с ними слишком назидательно. Тьютор, наоборот, должен вести себя дружелюбно, без высокомерия, как бы на равных, только так ребенок будет делиться с ним своими проблемами и ощущать истинную поддержку.
В России в последние несколько лет только начали обучать узких специалистов данного направления, однако пока эта специальность не пользуется популярностью, так как абитуриентам о ней мало что известно.
Дипломированным тьютором является выпускник педагогического вуза по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Впрочем, и уже окончившие вуз педагоги могут пройти дополнительную квалификацию, чтобы получить корочки специалиста.
Насколько актуальна профессия
Направление работы пока вызывает множество споров: нужны ли тьюторы, зачем столько внимания ученикам, не отнимет ли это у них самостоятельность? Ведь по сути это тот же педагог, только деятельность его направлена не на класс или аудиторию студентов, а персонально на одного учащегося.
Однако ответ напрашивается сам собой: нужны! Они – не только учителя, но и психологи, кураторы и наставники. И без них адаптация и сам образовательный процесс проходит намного дольше и сложнее. Особенно для детей-инвалидов.
Внедрение в учебные заведения подобных специалистов может кардинально улучшить учебный процесс и отношение к образованию в целом.