Самовоспитание –осознанная работа человека, направленная на формирование и совершенствование у себя положительных качеств, устранение недостатков. Одним из главных условий является наличие адекватной самооценки, развитого самосознания. Эти качества позволяют узнать истинного себя.

Побуждение к самовоспитанию провоцируется различными причинами:

  • стремлениями;
  • желанием соответствовать нормам, установленным в обществе;
  • обязательствами самому себе;
  • трудностями, появляющимися на жизненном пути;
  • наличием положительного примера.

Из-за неумения сформировать цели и оценить себя объективно человеку сложно реализовать себя. Поэтому работа всегда начинается с постановки правильной цели.

Средства и стадии самовоспитания

Выделяют три основных стадии:

  • начальная;
  • вынужденности;
  • сознательная.

Первая свойственна для детей начальной школы и подростков. Формируется в ходе воспитательной деятельности под влиянием родителей, педагогов. Ребенок начинает выполнять требования значимых взрослых, ориентируясь на образцы поведения или обозначенные в словесной форме инструкции. Со временем появляется способность к выбору правильного деяния, общественные требования становятся регуляторами.

На второй стадии появляется возможность появления изменений за счет необходимости подстроиться под ту или иную ситуацию. Изменения начинаются с осознания, а уже потом произвольно регулируются. На этом этапе подражательность и необходимость следовать инструкциям сохраняется.

На последней стадии включается осознанность. Ее двигателем являются внутренние желания человека. Главным движущим звеном становится мотивация. Под влиянием различных внешних действий формируется самомотивация, самопобуждение и самоприказ.

К средствам самовоспитания относятся способы воздействия на самого себя, различные материальные и нематериальные объекты. Наглядным примером выступает реальная деятельность. К дополнительным инструментам относятся предметы искусства, культуры, быта, отображающие человеческие поступки, книги и дневники.

Самовоспитание на различных возрастных этапах

В детском возрасте, до наступления подросткового периода, происходят первые шаги адаптации к требованиям старших. Они выражаются в попытке исправить свои негативные поступки. Главная особенность – стремление изменить конкретный тип поведения, а не какие-то личностные качества.

У подростков происходит утверждение индивидуальных характеристик через отдельные поступки. Происходит нелегкая работа над собой, выраженная в частых, стремительных попытках изменить то, что уже стало осознаваться как черта личности или характера.

Чувство взрослости, желание быть самостоятельным приводит к противоречивым чувствам: сохраняется максимализм по отношению к самому себе и другим и ограниченность возможностей. В этом возрасте дети еще не готовы к длительным волевым усилиям, к преодолению жизненных препятствий. Психологи говорят о том, что этот процесс в более мягкой форме проходит у девочек.

В юности происходит смена социальных ролей, взаимоотношений с другими лицами. Человек накапливает жизненный опыт, благодаря чему происходит осознание: не только поступки, но и отдельные характеристики личности характеризуют отдельно взятого индивидуума. Основным мотивом выступает стремление реализовать себя в социальном и профессиональном плане. На этом этапе начинается осознанное самовоспитание.

Многие психологи говорят о том, что процесс самостоятельного воспитания во много раз быстрее формирует качества личности, особенно в сравнении с подражанием и приспособлением.

Методы

Среди основополагающих методов выделяются следующие:

  • самоубеждение;
  • самовнушение;
  • эмпатия;
  • критика самого себя;
  • самонаказание и некоторые другие.

Первый метод основан на самооценке. Выявив в себе какие-либо негативные стороны, человек убеждает себя в том, что их нужно устранить. Примером является проговаривание в слух того, что нужно сделать для ликвидации недостатка. С. Долецкий писал о том, что гораздо сложнее проговорить проблему вслух, простить себя.

К самовнушению относится проговаривание вслух своих целей. Более эффективным в данном аспекте является открытие правильных путей. Устраняя негативное, нужно найти этому положительную замену. Благодаря такому подходу человек чаще начинает отмечать в себе хорошее, повышает силу в собственные возможности. Это же дает шанс закрепить в своем подсознании правила, руководства к действию.

Для развития нравственных качеств, сочувствия и сопереживания используется эмпатия. При ней человек учится видеть себя глазами других людей. Происходит попытка понять себя, осознать, как видят тебя другие люди.

Еще одним популярным и практическим методом является самонаказание. Оно основано на контроле за соблюдением ранее установленных правил. Если не применять технику, отступив от намеченного без сожаления, человек вновь может поступить таким же образом. Самонаказание дает возможность с большим стремлением прилагать усилия к их исполнению. Это важный аспект при формировании личности.

Важно, чтобы человек проговаривал обязательства, которые дает сам себе. При постоянном напоминании сознание стремится выполнить их. Это приводит к формированию правильных привычек. Помощником в реализации собственного стремления к самосовершенствованию является поощрение. Например, если удалось выполнить намеченное, достичь поставленной цели, можно сделать себе небольшой подарок. Самостимуляция отлично подходит мнительным и самолюбивым людям. Этот прием применяется для настойчивого применения после неудач, чтобы не потерять уверенности в собственных силах.

Подведение итогов работы над собой

Когда цели поставлены, а техники испробованы, необходимо подвести итоги, оценить эффективность работы. В данном направлении применяется самоконтроль и самоанализ. В идеальном варианте для этих целей применять дневник. Если времени на его ведение нет, достаточно осознать, что было сделано за день для достижения поставленных целей, осмыслить свое поведение.

Самоконтроль способствует концентрации всех сил в правильном направлении, правильному расходу энергии. Благодаря ему можно уберечь себя от ошибок. Данному направлению нужно учиться: прежде чем контролировать одновременно большое количество объектов, стоит начать с чего-то одного. В обратном случае количество ошибок может значительно увеличиться.  В каждом случае нужно определить:

  • что планируете контролировать;
  • как это можно сделать;
  • от чего следует отказаться, чтобы результат был положительным.

Можно ли использовать аутотренинг для самовоспитания?

Аутогенные тренировки действительно применяются для этих целей. Добиться хороших результатов с использованием только волевого усилия или сознательного контроля получается не во всех случаях. При применении техники необходимо:

  1. Ввести себя в состояние спокойствия и релаксации. Для этого может применяться специальное музыкальное сопровождение. Проводить тренинг следует в одиночестве.
  2. Детально представить желаемый образ самого себя и своего поведения. Представить себе, будто желаемые качества уже есть.
  3. Почувствовать внутреннее душевное состояние, представить, как меняется отношение к окружению, важным событиям, собственной жизни.
  4. Вообразить различные жизненные ситуации, в которых можно продемонстрировать желаемые черты характера или особенности поведения.

Продолжительность такого аутотренинга должна увеличиваться от одного занятия к другому. Начинать следует с двух минут. Дополняя образ более мелкими деталями, довести время до 10, 20 или 30 минут. Наблюдения показывают, что лица, использующие данный метод, уже через 2-3 месяца начинают испытывать потребность в формировании желаемого качества. Оно становится неотъемлемой частью их жизни.