Хайям как ученый
Омар Хайям родился в иранском городе Нишапуре в 1048 году. Весьма вероятно, что его отец принадлежал к сословию ремесленников. Об этом говорит сама фамилия — Хайям. Она переводится как «палаточный мастер».
У семьи Хайяма было достаточно средств, чтобы заплатить за образование для своего ребенка. В юности будущий поэт учился в Нишапурском медресе. И в то время данное заведение считалось аристократическим – здесь готовили будущих крупных чиновников. Затем Омар переехал в Самарканд, где вскоре из ученика превратился в преподавателя — многих окружающих поражала его эрудиция. Еще через несколько лет Хайям покидает Самарканд и обосновывается в Бухаре. Здесь ему удается устроиться в книгохранилище, и он получает возможность спокойно сочинять научные трактаты.
Очень важный год в биографии Омара Хайяма — 1074. В этот год он был приглашен в столицу Сельджукского государства — Исфахан. Ученым мужем заинтересовался сам султан сельджуков — Мелик-шах. Султан высоко оценил способности Хайяма и сделал его своим советником. А затем Хайям стал руководителем дворцовой обсерватории. На тот момент она была одной из самых продвинутых в мире. И это позволило Хайяму глубоко изучить астрономическую науку и разработать календарь «Джалали». Этот календарь был точнее, чем юлианский и григорианский.
Весомый вклад внес Хайям и в алгебру. До нас дошли два алгебраических трактата Хайяма-математика. В одном из них впервые дается определение алгебры как науки о решении уравнений. А еще Хайям, в сущности, первым предложил новую концепцию понятия числа, под которую подходили, например, иррациональные числа.
В 1092 году, после того как умер Мелик-шах, положение Хайяма пошатнулось. Он утратил свой авторитет, вдова Мелик-шаха относилась к мудрецу совсем не так, как ее покойный муж. Сначала Омар вынужден был выполнять свою работу в обсерватории бесплатно, а затем ему и вовсе пришлось возвратиться в родной Нишапур. Здесь он и прожил последние свои годы. Умер Омар Хайям в 1131 году.
Хайям как поэт
Хайям был действительно выдающимся для своего времени человеком. Он прожил плодотворную, яркую и долгую жизнь. Парадокс в том, что как поэт Хайям не был широко известен современникам. Год за годом он писал афоризмы с особой структурой рифмовки (рубаи), но серьезного значения им, видимо, не придавал. Скорее всего, многие из них были экспромтами. Насчет того, сколько именно рубаи сочинил Хайям, до сих пор ведутся споры.
Сегодня мы могли бы не знать Хайяма как поэта, если бы тетрадка с его виршами однажды не оказалась в руках английского литератора 19 века Эдварда Фицджеральда. Он перевел рубаи на латынь и на английский. Эти переводы (точнее, вольные переложения) приобрели громадную популярность. Поэзию Хайяма можно определить как мудрую, но при этом простую и легкую. В своих стихах он показал себя апологетом гедонизма, во многих рубаи звучат призывы наслаждаться каждым мгновением, не отказывать себе в вине, плотской любви и других простых удовольствиях.