Детство и юность
Мария Петровна Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Примечательно, что ее предки были из крепостных крестьян, поэтому Мария отличалась крупным по том временам телосложением, и из-за этого некоторые театральные педагоги на первых порах считали ее неуклюжей. Но это только до той поры, пока Мария не входила в образ. И тут уже сложно было устоять. Царица да и только!
Итак, дед Марии был крепостным скрипачом. Тяга к искусству уже жила в нем, поэтому он после получения вольной устроился на работу в театр. Отцу Марии ничего другого не оставалось, как тоже связать свою жизнь с театром. Он был актером, а позже занимал в Малом театре должность суфлера.
Рядом с ним во время всех спектаклей можно было увидеть его маленькую дочь Машу. Мария в буквальном смысле выросла в театре, а позже посвятила ему пятьдесят лет свой жизни.
Образование
В возрасте девяти лет Маша поступила в Московское театральное училище. Поначалу педагоги не видели в ней таланта, предполагая, что ее потолок — танцевать в кордебалете. Но случай помог Марии показать свое дарование. Заболела известная актриса, и ее роль предложили Ермоловой. Мария Николаевна с блеском справилась с предложенной работой и завоевала любовь и почитание зрителей.
Творчество
Всю свою жизнь Мария Николаевна посвятила Малому театру. Она сыграла около 200 ролей, и все неизменно пользовались успехом. Мария обычно выходила на бис по пятнадцать-двадцать раз.
Надо заметить, что несмотря на бешеную популярность, Мария Николаевна оставалась очень скромным человеком. Когда маститые режиссеры выражали восхищение ее игрой, актриса опускала глаза в пол и краснела.
Примечательно, что своим единственным успехом в театре Мария Николаевна считала роль Жанны д’Арк в спектакле «Орлеанская дева».
Через тридцать семь лет добросовестной службы на сцене Мария Ермолова ушла в отпуск и вернулась уже в другом амплуа. Она поняла, что возраст уже не позволяет ей играть героинь, и попросила об отдыхе, чтобы подготовить себя к новым ролям.
Революция
После революции вся семья Ермоловой переехала за границу. Но Мария Николаевна осталась в Москве, не могла бросить театр. Она продолжала играть, хотя замечала, что это стало очень сложно. Новому зрителю не нужен был тот театр, который строился в России веками. Он хотел спектаклей попроще, и актрису это расстраивало. Она играла свои роли без прежнего вдохновения. Кроме того, революция сильно подорвала здоровье Ермоловой, и вскоре артистка скончалась.