Начало пути
Будущая звезда украинского кинематографа родилась на Урале в 1932 году. Ее отец служил в милиции, мать трудилась на заводе. В какой-то момент в семье начался разлад, и родители решили разойтись. Дети остались жить с отцом в Молдавии. Мачеха была женщиной очень красивой, но истеричной. Не сладко пришлось Рите и двум ее братьям. Школьная самодеятельность была отдушиной для девочки. Она замечательно копировала взрослых, пародировала учителей, одноклассников и устраивала веселые розыгрыши. Но мечтала стать юристом. После окончания школы, когда встал вопрос выбора профессии, актерские данные взяли верх и она подала документы сразу в два столичных театральных вуза. Не имея специальной вокальной и хореографической подготовки, она покорила приемные комиссии своим артистизмом и непосредственностью. ВГИК и Вахтанговское училище были готовы с радостью видеть ее в числе студентов, но она выбрала Институт кинематографии. Спустя годы артистка с грустью вспоминала о неиспользованной возможности сделать театральную карьеру.
На четвертом курсе Маргарита встретила Евгения Оноприенко. Бывший фронтовик, сценарист, выпускник того же вуза сразу покорил сердце девушки и вскоре они поженились. Оноприенко стал автором более чем двух десятков кинофильмов, самый популярный из которых «В бой идут одни старики» давно стал классикой советского кинематографа. Часто главные роли в его работах предназначались жене, но мнение режиссеров не всегда совпадало с видением знаменитого сценариста. В 1955 году Криницына получила диплом и распределение в Московский театр киноактера. Но через четыре года уехала в столицу Украины и осталась там навсегда.
Работа в кино
Получение диплома об образовании совпало с началом кинокарьеры. Это были небольшие персонажи в фильмах «Доброе утро» (1955) и «Вольница» (1955). После нескольких дебютных работ Маргарита Криницына получила свою звездную роль — несравненная Проня Прокоповна из картины «За двумя зайцами» (1961). Процесс создания фильма был непростым. Вообще, надо сказать, что в эту картину Маргарита попала случайно — утвержденная актриса не появилась в назначенный день на съемочной площадке. Когда Криницына надела платье, пристегнула к волосам шиньон и произнесла несколько реплик, сомнений не оставалось — главная героиня найдена. А ее щербатая улыбка — накануне артистка грызла орехи и сломала передний зуб, окончательно убедила руководство фильма в правильности выбора. Ежедневный грим занимал около трех часов, ведь из молодой красивой женщины нужно было ежедневно делать уродку. Режиссер Виктор Иванов держал в строгости всю группу, на съемках комедии им было не до смеха, саму Криницыну его излишняя требовательность не раз доводила до слез. Но именно он помог начинающей актрисе раскрыть в образе Прони весь свой искрометный талант. После фильма ее еще долго связывали дружеские отношения с Олегом Борисовым, исполнителем Свирида Голохвастова. Он даже рекомендовал ее в труппу прославленного театра русской драмы, но оттуда последовал отказ: «вгиковцев не берем». Успех ленты неоднозначно повлиял на творческую биографию актрисы. В ее фильмографии около семидесяти работ, но ярлык артистки одного жанра так навсегда и сохранился за ней. На пробах ведущих ролей Маргарита регулярно получала отказы и тяжело переживала эти неудачи в карьере. Предложений поступало много, но все они были эпизодами или второго плана, хотя названия картин говорят сами за себя: «Свадьба в Малиновке» (1967), «Бумбараш» (1971), «Будни уголовного розыска» (1973), «Зеленый фургон» (1983), «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), «Имитатор» (1990). Главная роль досталась ей только однажды, в фильме «Предвещает победу» (1978). Да и то получила она ее не сразу. В Госкино от деятелей культуры страны поступило письмо, что актриса «недостаточно красива» для того, чтобы воплотить в кино образ идеала украинки, потребовалось даже вмешательство министра. В исторической драме, повествующей о трудных годах становления Советской власти, она получила роль Александры Безродной. Картина рассказывает о том, как рабочие Донбасса своим трудовым подвигом ведут страну к светлому будущему, а им пытаются помешать контрреволюционеры, шпионы и саботажники. Фильм был отснят, но долгое время пролежал на полке.
Запоздалое признание
Разочаровавшись в кино, артистка решила попробовать себя в театре и несколько лет отдала сцене Киевской студии киноактера. Одной из ее лучших работ стал спектакль «Женщина с цветком и окнами на север» по пьесе Эдварда Радзинского. Игра актрисы, не имеющей театрального опыта, была блестящей, режиссер разрешил ей импровизировать и от этого спектакль наполнился новыми красками. Роль Аэлиты получила признание зрителей и лестные отзывы критиков.
Лишь в конце 90-х годов к королеве комедии пришла заслуженная слава, ее талант был по-настоящему оценен. Она получила несколько призов, премий и званий. Одна из наград посвящалась киноленте «За двумя зайцами». Актриса говорила о том, что стала знаменитой не сразу после премьеры, а через сорок лет. На месте съемок картины рядом с Андреевской церковью на улице Десятинной в Киеве, установлен бронзовый памятник главным героям культовой комедии. Ee сюжет актуальный и злободневный во все времена. Маргарита Васильевна стала частым гостем телешоу, вышел на экраны фильм «Ах, не говорите мне про любовь», рассказывающий о творческом пути актрисы. Дочь Алла пошла по стопам отца и стала киносценаристом, она проживает и трудится в Москве. Ее муж тоже занимается творчеством. Маргарита Криницына успела создать пару небольших, но запомнившихся образов в работах своего зятя режиссера, где дочь выступила автором сценария. Последние несколько лет своей жизни артистка тяжело болела. После двух перенесенных инсультов плохо передвигалась и потеряла речь. Она ушла из жизни в 2005 году.