Турбулентность может напугать даже бывалых авиапутешественников. Действительно, когда внутри салона все начинает ходить ходуном, трудно сохранять спокойствие и не вспоминать жуткие авиакатастрофы, которые, увы, периодически случаются. Чтобы понимать, насколько безопасна турбулентность (или как ее называют профессионалы - «болтанка»), необходимо разобраться в причинах этого явления.
Почему возникает турбулентность?
В основе возникновения турбулентности лежит сложное взаимодействие природных процессов. Изменение давления, скорости и направления ветра - каждый этот фактор по отдельности, либо их взаимовлияние и могут спровоцировать «болтанку». Это может случиться в абсолютно чистом небе: самолет может просто попасть под действие воздушных потоков разной направленности и подвергнуться определенным колебаниям. Однако многие считают, что «болтанка» возникает чаще всего в непогоду, но они правы лишь отчасти. Действительно, при прохождении грозовых туч данное явление может иметь место, но это вовсе не обязательно. Сильные порывы ветра оказывают аналогичный эффект, хотя для больших бортов, используемых для гражданской авиации, даже сильная скорость ветра не имеет риска.
Турбулентность нередко возникает при прохождении через кучевые облака, особенно, если область их расположения достаточно затяжная. Впрочем, скопления кучевых облаков легко отслеживаются локатором, поэтому пилот всегда имеет возможность обойти данную зону.
Турбулентность не расценивается как внештатная ситуация, поскольку возникает практически во время каждого полета. На «болтанку» средней степени пилоты могут даже не обратить внимания и вряд ли допустят отклонения от курса. Больше вероятности, что экстренная посадка может случиться из-за внештатной ситуации на борту, а не по причине даже самых сильных колебаний воздуха.
Современные воздушные судна оснащены специальными датчиками, которые помогают «предвидеть» турбулентность и заранее оценить ситуацию. Как правило, если речь идет о коротких рейсах (3-4 часа), метеоусловия на маршруте известны задания, и кардинальных погодных сюрпризов попросту не может быть. С долгими полетами - почти то же самое: могут наблюдаться лишь незначительные отклонения от прогноза. Из данной ситуации также есть выход. Как известно, пилоты всегда находятся на связи как друг с другом, так и с диспетчерами, поэтому об изменении метеоусловий также узнают заранее. Если на каком-либо участке пути погода значительно изменилась в удушит сторону, пилот может принять решение немного отломиться от курса. такое происходит крайне редко: а практике известно лишь несколько подобных ситуаций.
Чем опасна турбулентность для пассажира
Считается, что турбулентность не может нанести какой-либо вред пассажиру самолета. Однако существуют исключения, когда данная ситуация в полете может иметь неприятные последствия.
- При наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы турбулентность можно стать причиной ухудшения состояния.
- Особенно осторожным стоит быть женщинам в 1 и 3 триместре беременности. В данный период перелеты в целом считаются опасными лишь при наличии патологий, при этом во время турбулентности критическое состояние может усугубиться.
- Любое плохое самочувствие пассажира может ухудшиться во время болтанки, особенно, если она длится долгое время. Тошнота, головокружение, излишняя нервозность - эти и другие симптомы могут появиться в период прохождения зоны турбулентности.
Впрочем, все вышеперечисленное - лишь потенциальные опасности, которы могут вообще не иметь места. Однако главная рекомендация авиационных специалистов - занять сидячее положение и крепко держаться, поскольку главный риск турбулентности - травмы внутри салона. Пассажиры могут попросту недооценивать амплитуду колебаний борта, поэтому в истории немало случаев, когда люди ударялись обо что-то или даже падали во время сильных толчков.
Может ли самолет упасть во время турбулентности?
Большинство пассажиров во время турбулентности боятся вовсе не ухудшения своего состояния и прочих симптомов. Основной риск - падение самолета. Внутри салона действительно может показаться, что все вокруг трещит, гремит и разваливается. На самом деле любой самолет способен выдерживать колоссальные нагрузки, которые могут быть намного выше тех, что возникают во время турбулентности.
Крылья самолета имеют определенную подвижность, что делает их более устойчивыми к колебаниям воздушных потоков. Конструкция современного воздушного судна спроектирована таким образом. что теоретически он может взлетать под прямым углом к горизонту, поэтому никакие движения воздуха не могут нарушить его целостность. В истории гражданской авиации не существует случаев, когда самолет упал из-за турбулентности. Исключение составляют лишь те катастрофы, когда «болтанка» сопровождалась человеческими ошибками. Например, если пилот по каким-либо причинам отклонялся от заданного курса, либо в самолете была определенная поломка, не выявленная до взлета. Подобные аварии имели место лишь в начале и середине прошлого века, когда авиация была на совершенно ином уровне. Кроме того, за эти годы изменились многие стандарты полетов, исключающие подобные инциденты.
Главная причина, по которой с самолетом не может ничего случиться во время турбулентности, - точное планирование полета. Метеоусловия вовсе не являются неожиданностью для специалистов, поэтому если на маршруте на самом деле имеются угрожающие безопасности проблемы с погодой, рейс не будет отправлен.
Как вести себя при турбулентности
Самое главное правило - сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе. Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид. Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу.
- Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть.
- Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки.
- Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
- Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности.
- Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более - страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности.