Агнес Гондже Бояджиу (настоящее имя Матери Терезы) родилась в Македонии в 1910. После смерти отца Агнес воспитывала только мама, и воспитывала в очень религиозном духе. Поэтому в 18-летнем возрасте девушка присоединилась к ирландской католической миссионерской организации Лорето.
Именно тогда Агнес берет имя Тереза и едет сестрой милосердия в Индию, где должен обучать детей английскому. За десять лет Тереза решает бороться с бедностью и начинает из индийского города Калькутта. Сначала она открывает школу для бедных. Вскоре - начинает помогать нуждающимся пищей и оказывать бесплатную медицинскую помощь.
Уже через два года, в 1950-м, Ватикан дает Терезе разрешение на основание монашеской конгрегации “Сестры миссионерки любви”.
Первой весомой действием Матери Терезы в рамках конгрегации стало открытие приюта для умирающих. По официальным данным, людям при смерти оказывали медицинскую помощь и справляли религиозные обряды, что отвечали вероисповеданию человека.
Через некоторое время Мать Тереза основала убежище для больных проказой. А уже в 1955 году был открыт первый детский приют. Именно тогда в миссии Матери Терезы пришла настоящая слава: благотворительные взносы посыпались со всего мира.
Первый приют миссии Матери Терезы за пределами Индии открылся в 1965 году в Венесуэле, а дальше их становилось все больше: они открывались в странах Азии, Африки, Америки и США. Личная популярность Матери Терезе значительно возросла после выхода книги и фильма Малкольма Маггеріджа “Нечто прекрасное для Бога”. В 1979 году Тереза получила Нобелевскую премию мира с формулировкой “За деятельность в помощь нуждающейся человеку”.
Мать Тереза руководила своей миссией до 1997 года. За полгода до смерти она сняла с себя полномочия руководителя. Умерла Тереза в 87-летнем возрасте 5 сентября 1997 года. На тот момент в миссии принадлежало около 4000 сестер и 300 братьев, а к работе было привлечено более 100 тысяч волонтеров. Миссии работали в 610 очагах в 123 странах мира.
В 2003 году папа Иоанн Павел II провозгласил Мать Терезу блаженной. А в этом году папа Франциск канонизировал ее как Святую Терезу из Калькутты.
Страдание или помощь?
Первая критика деятельности Матери Терезы появилась достаточно быстро. По сегодняшний день основная претензия к ее миссии заключается в качестве медицинских услуг, которые предоставляли в ее приютах.
Критики говорили, что в ее домах умирающих никого не спасали, даже если у человека были шансы вылечиться и выжить. Больные не получали даже обезболивающего.
В 1991 году громким скандалом стала статья Робина Фокса, редактора британского медицинского журнала The Lancet. Он писал, что в приютах Весы царит “бессистемный” порядок. Фокс соглашался с тем, что больные содержались в чистоте, их ухаживали и обрабатывали их раны, и хорошо к ним относились, однако редактор утверждал, что сестры без никакого медицинского образования принимали важные решения относительно пациентов.
В приютах не хватало настоящих врачей, а сестры просто не видели разницы между излечимыми и неизлечимыми больными. Также Фокс проводит четкое разграничение между хосписами и домами умирающих Матери Терезы: у последних не хватало сильных обезболивающих, чтобы считать их местами, где люди с минимальными страданиями встречают смерть. Фокс также писал, что иглы не стерилизовались, сестры просто промывали их горячей водой, оставляя риск заражения крови.
Такие же заявления озвучивала бывшая волонтер миссии Мэри Лоудона (Mary Loudon) в документальной ленте известного оппонента Матери Терезы Кристофера Хитченса “Ангел из ада Мать Тереза Калькутська”.
Нет - абортам и другие контрацептивам
Особенно большой шквал критики Мать Тереза вызывала своим отношением к абортам и контрацепции. Позиционируя себя защитником бедных, она в то же время утверждала, что контроля рождаемости не должно быть.
“Между тем миллионы погибают через ту причину, что такова была воля их матерей. И именно это сегодня вредит миру больше всего”, - одна из первых фраз Нобелевской речи Матери Терезы.
А на своем выступлении в Ирландии Мать Тереза обращалась к людям со следующим месседжем: “Давайте пообещаем Деве Марии, которая так сильно любит Ирландию, что не допустим ни одного аборта в стране и никаких контрацептивов”.
Такая позиция естественна для католической фундаменталістки, но многих удивляло, что такие заявления делает человек, который ежедневно смотрит на страдания перенаселеної Индии - страны, задыхается в бедности и болезнях.
Здесь стоит вспомнить известное высказывание Матери Терезы с пресс-конференции в 1981 году. На вопрос “вы учите бедных терпеть свою судьбу?” монахиня ответила: “Я считаю, что это прекрасно, когда бедные люди принимают свою судьбу и разделяющие страдания со Христом. Я думаю, что миру очень помогает страдание этих людей”.
Индульгенция за миллион долларов
В 1990-х начались претензии и к финансовым операциям сестер из организации Матери Терезы. Одним из первых скандалов стал связь с американским банкиром Чарльзом Кітінгом, что был известен, как католік-фундаменталист. Китинг пожертував для Миссии Терезы $1,25 миллиона.
А когда Китинга обвинили в мошенничестве и арестовали, Мать Тереза написала письмо судье, в котором просила проявить снисхождение к Китинга, ведь он много отдал на благотворительность”.
Відповів ей заместитель окружного прокурора Пол Тьорлі. В письме он призвал Мать Терезу вернуть деньги, награбленные у обычных людей путем махинаций. И даже процитировал Библию. Впрочем, на этом переписка оборвалась. Мать Тереза так и не ответила на письмо прокурора.
А в 1991 году немецкий журнал Stern опубликовал статью, где утверждалось, что лишь 7% средств, собранных миссией за год, были использованы указанными целями. Куда делась остальная часть денег - до сих пор неизвестно.
Статья в Stern цитирует бывшую місіонерку Сьюзен Шилдс, которая говорит, что в миссии в Нью-Йорке сестры каждый вечер тратили несколько часов на обработку чеков на пожертвования, которые поступали по почте. Суммы колебались от пяти долларов до ста тысяч. Больше всего пожертвований поступало перед Рождеством. Stern оценивал объем пожертвований всех миссий в 100 миллионов долларов в год.
Уже упоминавшийся нами ранее Робин Фокс искренне удивлялся, почему к домам умирающих не приглашают врачей, ведь конгрегация имела достаточно донорских средств. По его словам, миссия занималась скорее имитацией предоставления медицинских услуг, чем реальной помощью.
Серьезной критике подверглась миссия также и за то, что во время стихийных бедствий в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч, Мать Тереза призывала всех молиться за пострадавших, но ни разу не передала средства для оказания им помощи.
Билет в рай
Бывшая миссионерка Сьюзен Шилдс также вспоминает, что сестры спрашивали у пациента при смерти, хочет ли он “билет в рай”. А если человек, измученный страданиями и болью, отвечала утвердительно, сестра тайно крестила ее: прикладывала мокрую ткань к голове, будто для охлаждения, и тихо проводила обряд. Шилдс - единственная, кто публично заявил о крещении мусульман и индуистов в домах для умирающих Матери Терезы.
Сильные друзья
Мать Тереза дружила с сильными мира сего. Она спокойно приняла награду из рук президента США Рейгана, которого критиковала за агрессивные военные кампании и вторжения. В 1981 году монахиня приняла награду от диктатора Гаити Жана-Клода Дювалье, против которого впоследствии совершили переворот. Выяснилось, что он присвоил себе почти все средства госбюджета, а Мать Тереза отзывалась о его режим крайне благосклонно.
Она положила цветы на могилу Энвера Ходжи, тоталитарного лидера ее родной Албании. Именно с его указания в стране жестоко преследовали представителей любого вероисповедания.
Она поддержала кандидатуру Лічо Джелли на Нобелевскую премию по литературе, хотя он был причастен к убийствам и коррупции в Италии, а также имел тесные связи с неофашистским движением и аргентинской военной хунтой.
Двойной стандарт
Кристофер Хитченс критиковал Мать Терезу за то, что сама она лечилась у лучших западных и индийских клиниках, и не доверяла свое здоровье собственной миссии.
Сама Тереза в дневниках и корреспонденции (по ее желанию должны были бы сжечь после смерти, а вместо этого опубликовали) неоднократно писала, что потеряла веру в Бога. Например, вот цитата из письма к ее наставника: “Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог не может быть Богом. Возможно, его нет”.
Когда Мать Терезу госпитализировали из-за проблем с сердцем, калькутський архиепископ предложил провести обряд экзорцизма, на который Мать Тереза согласилась.
Кое-кто критиковал возвеличивание матери Терезы, потому что оно подпадало под историческую колониальную традицию - белая женщина жертвует комфортом и делает что-то для черных, цветных, необразованных и грязных туземцев. В такой ситуации западная публика склонна замечать подобного персонажа и не видеть действия местных, что также пытаются улучшить ситуацию.
Врач и писатель индийского происхождения Аруп Чатерджі, который много писал о Матери Терезе, подтверждает этот тезис следующим фактом: в 1998 году с 200 благотворительных организаций, действовавших в Калькутте, “Сестры” не были самой большой. Например “Ассамблея Господа” - организация, считалась крупнейшей, кормила ежедневно около 18 000 человек.
Канонизация
Канонизация Матери Терезы и вызвала много положительных реакций. Одними из первых поспешили прокомментировать ее канонизацию кандидаты в президенты США. Дональд Трамп сказал, что Мать Тереза провела “удивительное жизнь, полна милосердия и святости”, а его соперница Хиллари Клинтон сказала: “Мы не во всем пришли к [с Матерью Терезой] согласия, но нашли общий язык”.
К слову, в католической церкви канонизировано свыше 10 000 святых.
На самой родине миссии Терезы в индийском городе Калькутта - впечатление о канонизации неоднозначные. Кто-то ждал это событие годами, некоторые христиане устроили праздник в день канонизации, однако есть и такие, кто был недоволен тем, что Калькутта становится “городом Матери Терезы”.
В Индии мнения разделились. Президент конгресса Соня Ганди, писала в письме в Ватикан, что канонизация Терезы - честь и радость для каждого индуса, а не только для индийских католиков. В Индии запланированы мероприятия по чествованию новой святой: выставки, презентации книг, мессы.Критики же протестовали против решения премьера Моде отправить делегацию во главе с министром иностранных дел в Ватикан на мессу, где состоялась канонизация, а также начали собирать подписи за онлайн-петицию, в которой говорится: “Это непостижимо, что министр иностранных дел страны, чья конституция призывает своих граждан иметь научную позицию, одобряет канонизации на основе 'чудес'."
Напоследок предлагаем вам документальные книги о Матери Терезе с разной оценкой ее деятельности, в том числе автобиографические подборки из дневников и писем самой монахини.
Книга известного критика Матери Терезы, убежденного атеиста и либерала: Christopher Hitchens. “The Missionary Position: Mother Theresa in Theory and Practice”
Воспоминания бывшей монахини миссии: Colette Livermore “Hope Endures”
Книга английского физика и писателя индийского происхождения, глубоко исследовал деятельность Матери Терезы: Aroup Chatterjee “Mother Teresa: The Final Verdict”.
Биография Матери Терезы по ее собственным словам (отрывки из дневников и писем): “В сердце мира: Мысли, истории, молитвы”
Еще одна автобиография Матери Терезы, составленная из отрывков ее дневников и писем, которые долго оставались неопубликованными: “Мать Тереза. Будь моим светом”
Подборка самых известных поучений Матери Терезе: “Мать Тереза: Нет большей любви”