Косплей на родине: как все начиналось
Косплей (cosplay, сокращение от costume play) костюмированная игра, связанная с перевоплощением в тот или иной персонаж из мульсериала или компьютерной игры. Несмотря на английское название, субкультура зародилась в Японии, стране, буквально помешанной на аниме и манге. Молодежь, часами следящая за приключениями любимых героев, не желала расставаться с ними и в повседневной жизни.
Исследователи субкультур спорят о времени появления первых косплееров. Некоторые полагают, что их предшественниками стали любители научной фантастики. В 1938 году. В США на один из конвентов явилась пара преданных поклонников в точно скопированных костюмах персонажей новых книг. Однако бурное развитие движения началось гораздо позже, в 70-80-е годы. Особое распространение косплей получил в Японии, где активно популяризировались анимационные сериалы. К героям комиксов и мультфильмов вскоре добавились персонажи из кино и сериалов, с развитием интернета движение приобрело вирусный характер. В России явление стало популярно в конце 90-х годов, сегодня оно не утратило актуальность, хотя и несколько видоизменилось.
Выбор персонажей зависит от страны. В Японии по-прежнему популярны герои комиксов и компьютерных игр, в США отдают предпочтение историческим персонажам, например, Джорджу Вашингтону, Элвису Пресли или Мэрилин Монро. В России косплей удачно слился с ролевыми играми. Участники изображают персонажей ирландских саг, книг Толкиена, героев исторических фильмов разных эпох.
Первые косплееры не ставили цели четко скопировать образ. Они вдохновлялись идеей, фантазируя на тему и добавляя персонажу собственные черты. Позже игроки стали добиваться идеального сходства, перенимая характер, движения, голос выбранного героя.
Постепенно движение превратилось в настоящую индустрию. По всему миру устраиваются тематические фестивали, открываются кафе, персонал которых не просто подает еду и напитки, но и разыгрывает небольшие представления. Участникам предлагают готовые костюмы и аксессуары, в интернете действуют сотни виртуальных клубов, формумов и групп поддержки для фанатов косплея.
Кодекс настоящего косплеера
Сегодня движение не ограничивается игрой в персонажи аниме. Cosplayer может выбрть любой образ из полнометражного мультфильма, комиксов, художественных фильмов или сериалов, компьютерных игр. Ограничений нет, некоторые предпочитают копировать не главных, а второстепенных героев, злодеев, отрицательных персонажей. Основное правило – безусловная узнаваемость.
Главный атрибут косплеера – максимально реалистичный костюм. Начинающие игроки покупают готовые комплекты в выбранном стиле, включающие одежду, обувь, головные уборы и аксессуары. Обязательно строгое соблюдение цветовой гаммы. Опытные косплееры предпочитают шить костюмы, добиваясь максимального сходства и используя более качественные ткани. Существуют ателье, специализирующиеся на этой теме, а также частные швеи. Многие участники движения осваивают портновское искусство и обновляют гардероб самостоятельно.
Кроме шитья косплееры овладевают и другими видами рукоделия. Им приходится работать с кожей, пластиком, оргстеклом, бумагой, картоном и другими материалами. С их помощью изготовляются головные уборы, доспехи, волшебные палочки и другие необходимые аксессуары. В последнее время в оформлении широко используют спецэффекты, например, искусственную подсветку. Образ довершают парики, цветные контактные линзы, специальный макияж и боди-арт, временные татуировки.
Основная задача участника движения – скопировать образ и поведение персонажа. Существует еще одна особенность косплея – отыгрыш. Он подразумевает полное слияние с героем, в которое входит:
- копирование мимики и движений;
- индивидуальная пластика персонажа;
- особенности речи, специальный лексикон;
- тембр голоса.
Современные косплееры редко используют отыгрыш в повседневной жизни, приберегая его для фестивалей, индивидуальных сценических выступлений, фотосессий и видеосъемок. Такой подход вполне объясним – большинство участников не являются профессиональными актерами, а полноценный отыгрыш отнимает слишком много времени на подготовку.
Выбрав образ, косплеер редко меняет его. В повседневной жизни представителя субкультуры можно узнать по небольшим намекам – например, пряди волос, окрашенной в определенный цвет, амулету, перстню или брелку.
Самые популярные персонажи
Новички склонны выбирать один из самых раскрученных образов. Сегодня наиболее популярны:
- Герои традиционных японских аниме (Харуки Судзумия, Хатсунэ Мику, Кураносукэ Сираиси).
- Персонажи компьютерных игр (Джейд, Китана, Соня, Милина, Мокси).
- Принцессы и принцы из диснеевских мультфильмов (Белоснежка, Рапунцель, Покахонтас, Белль, Ариэль, Питер Пэн, Тарзан).
- Участники комиксов (Супермен, Спайдермен, Женщина-кошка).
- Известные кинообразы (Фредди Крюгер, Гарри Поттер, Дарт Вейдер, принцесса Амидала, Джек Воробей, капитан Барбосса).
Лидеры списка время от времени меняются, появляются новые герои. Однако в косплее немало ценителей классики, хранящих верность раз и навсегда выбранным персонажам.
Субкультура и психология
Психологи полагают, что косплей – своеобразная отдушина, позволяющая жителю мегаполиса примерить на себя абсолютно нехарактерную роль. Яркие, необычные и даже нелепые костюмы дают возможность максимально раскрепоститься в среде единомышленников. При этом роли «обычного человека» и «косплеера» четко разведены, часто об увлечении знают только самые близкие друзья, для посторонних эта часть личной жизни остается закрытой.
Дополнительное преимущество – возможность завести знакомства среди единомышленников. Нередко в субкультуру приходят замкнутые, неуверенные в себе люди, не имеющие широкого круга друзей. Они объединяются в сообщества и клубы, как реальные, так и виртуальные. В процессе участники развивают свои таланты, практикуются в изготовлении костюмов, подборе аксессуаров, актерском мастерстве.
Субкультура одинаково позитивно воспринимает представителей обоих полов. К тому же мужчинам не возбраняется изображать женский персонаж, а девушкам – мужской. Такой подход продиктован обилием андрогинных персонажей в комиксах аниме и манга.
Существуют региональные особенности восприятия. Например, в Японии участники движения предъявляют высокие требования не только к актерскому мастерству, но и к внешности человека, желающего воплотить того или иного героя. Косплеерши делают пластические операции, нанимают профессиональных гримеров и фотографов. Главное для них – сделать удачную фотографию и получить положительные отзывы от единомышленников. При этом в реальности человек может абсолютно не соответствовать выбранному имиджу.
В США критиковать внешние данные не принято, здесь ценятся усилия человека по созданию нужного образа. Профессиональные участники не покупают готовые костюмы, а изготовляют их на заказ, тратя довольно внушительные суммы. У американских косплеерш особенно популярна классика, например, персонажи «Звездных войн». Приветствуются дружеские отношения в фан-группах, соперничество поощряется только в конкурсах, которые проводятся ежегодно.