Биография Антона Семеновича Макаренко
Антон Семенович Макаренко - выдающийся отечественный педагог и писатель. Его научные труды посвящены методике организации воспитательного процесса, основным требованиям к личности учителя. Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года. Местом его рождения является небольшой городок Белополье в Харьковской губернии. Воспитывался Антон в семье простого рабочего, где кроме него было еще двое детей. Доход маляра был сравнительно небольшим, поэтому семье жилось довольно трудно. Однако родители твердо решили дать сыну хорошее образование.
В 1895 году Антон поступает в Белопольскую школу, а затем в Кременчугское училище, которое оканчивает с отличием. В 1905 году Антон Семенович получает документ об окончании педагогических курсов и звание учителя начальных училищ. В этом же году он уезжает из Белополья в посад Крюков и начинает работать учителем.
Несмотря на полную занятость, Антон решает продолжать педагогическое образование и поступает в Полтавский учительский институт. В 1916 году ему пришлось прервать учебу, Антона зачислили в царскую армию. Однако по причине близорукости его уволили, и Антон Семенович вернулся в институт. Его кругозор и большое желание учиться, позволили окончить институт первым по успеваемости. Педагог получил золотую медаль.
Педагогическая карьера А. С. Макаренко
После окончания Полтавского учительского института Антон Семенович Макаренко назначается на должность директора школы в Крюкове, затем принимает руководство детской колонией имени Горького под Полтавой. С 1928 года переходит на работу в детскую коммуну имени Дзержинского в Харькове. В июле 1935 года Макаренко становится помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Через три года он переезжает в Москву, где начинается его общественно-политическая и литературная деятельность.
Антон Семенович Макаренко становится знаменитым благодаря своему сочинению "Педагогическая поэма", которое является классикой для многих педагогов. Его перу принадлежат несколько трудов по методике воспитательной работы, организации труда и отдыха детей: "Флаги на башнях", "Книга для родителей". За заслуги в педагогической деятельности Антон Семенович была награжден орденом Трудового Красного знамени.
Педагогическая деятельность Макаренко часто подвергалась критике как со стороны общественности, так и со стороны советских властей. Ему нередко приписывали рукоприкладство, что в дальнейшем стало причиной его увольнения из детской коммуны и отстранения от педагогической практики.
Незадолго до смерти, Антон Семенович начинает работу над сценарием к фильму "Флаги на башня". Однако киностудия имени Горького отказалась принять сценарий. Это сильно сказалось на здоровье писателя. В апреле 1939 года Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда. Как известно, он ехал в Дом творчества с переработанным сценарием к своему фильму.
Воспитательные идеи Макаренко
Работа в детской трудовой колонии имени Горького дала Антону Семеновичу возможность по-другому взглянуть на процесс воспитания и образования детей. Он считал, что каждый ребенок должен воспитываться в коллективе, у него должно быть несколько любимых предметов. Ребенок не может быть развит во всем, но любимые предметы он станет изучать с удовольствием.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима. Он считал, что дети должны содержаться без каких-либо рамок и ограничений. В своей педагогической практике он придерживался принципа: "Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему".
Учение Макаренко шло в разрез с утвердившейся командно-административной системой управления. Его взгляды противоречили сталинскому пониманию образования. Идеи Сталина базировались на воспитании человека, подчинявшегося требованиям государства. Макаренко же выступал за воспитание самостоятельной и деятельной личности.
Антон Семенович считал, что огромную роль в воспитании детей играет семья, поэтому написал сочинение для родителей, в котором обосновал некоторые требования к семейному воспитанию. В "Книге для родителей" Макаренко давал советы, как воспитывать ребенка в труде, помогать детям в учебе, укреплять их дружбу с товарищами.
В настоящее время воспитательные идеи Макаренко стали классикой в современной педагогической науке.