История строительства Аничкова моста
Мосты Санкт-Петербурга всегда привлекали внимание своими архитектурными особенностями. Город построен на водной местности, поэтому без мостов было бы сложно обойтись. В Санкт-Петербурге множество мостов, строительство которых связано с историей основания города. Некоторые мосты разводные, некоторые нет. Особое внимание туристов привлекает Аничков мост, являющийся уникальной достопримечательностью Санкт-Петербурга. На первый взгляд в нем нет ничего особенного. Однако путешественники считают своим долго пройтись по этому мосту. Его изюминкой являются фигуры лошадей, созданные выдающимся скульптором Петром Клодтом.
Строительство Санкт-Петербурга началось в 1703 году. Неотъемлемой частью города должны были стать мосты, которые соединяли побережья нескольких рек. Аничков мост соединял берега реки Безымянный Ерик. Вода из реки использовалась для работы фонтанов в Летнем саду. Вскоре река была переименована в Фонтанку. Так как постоянные дожди увеличивали уровень воды в реке, Петр Великий повелел построить на реке мост.
Возведение моста началось в 1715 году. Работами по строительству руководил Михаил Аничков. В честь него мост и получил свое название. Полк, которым командовал Аничков, установил деревянную переправу, соединявшую берега реки Фонтанки. Изначально оба перекрытия моста приводились в движение подъемными механизмами, чтобы по реке могли проходить суда. В дальнейшем увеличившееся движение по мосту потребовало расширения переправы.
Первая крупная перестройка проста произошла в 1721 году. Мост оснастили цепями и рычажным механизмом. В 1749 году мост был вновь перестроен. По проекту С. Волкова, которого Петр назначил ведущим архитектором, мост приобрел совершенно новый вид и утратил разводную функцию.
Описание Аничкова моста
Первыми крупными сооружениями на мосту были сторожевые башни, являвшиеся своеобразными пропускным пунктом. Проход по мосту долгое время был платным. На полученные деньги правительство вело дальнейшую перестройку моста. Во время правления Петра Великого в мост работал по четкому расписанию. С каждой стороны моста были установлены шлагбаумы. Переход по мосту в ночное время был запрещен всем, кроме дворян. Изначально на мосту были установлены перила с изображениями морских коньков, русалок и рыб.
В середине 19 век деревянные перекрытия и перила моста были разобраны.Вместо них создали каменные перекрытия, которые сохранились до настоящего времени. Старые деревянные башни были разобраны, на их месте установлены постаменты для скульптурных композиций. Петр Клод специально для Аничкова моста создал две скульптурные композиции - "Конь, идущий с юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". Оригинальные бронзовые фигуры были установлены с одной стороны моста, а их гипсовые копии, покрытые бронзой - с другой. Именно скульптурами мост и привлекает внимание туристов. Между чугунными стойками моста установлены решетки. В центре решетки - дельфин, стремящийся в воду.
Во время Великой Отечественной войны скульптурные композиции моста были перенесены в музей, а в 1946 году возвращены на прежнее место. В настоящее время территория моста значительно расширилась. Есть большая проезжая часть, установлены пешеходные зоны.
Информация для туристов
Посещение Аничкова моста - обязательная часть некоторых экскурсионных туров по Санкт-Петербургу. Доехать до моста можно несколькими способами: на автобусе в составе экскурсионной группы, на метро от станций "Гостиный двор", "Маяковского", "Невский проспект".
Официальный адрес: набережная реки Фонтанки, 38, лит. А, город Санкт-Петербург, 191025.
В настоящее время за работой моста ведется наблюдение, установлен контроль за износом опор и несущих конструкций, проводятся своевременные ремонтные работы. Мост является жемчужиной города, входит в список объектов культурного значения России.