Откуда взялись лоукостеры?
Официально считается, что первым лоукостером была американская авиакомпания Pacific Southwest Airlines, которая запустила свой первый рейс по рекордно низкой цене еще в 1949 году. Тогда само понятие «лоукостер» еще не было сформировано, поэтому действия авиакомпании были восприняты конкурентами как банальный демпинг. Впрочем, уже в течение нескольких ближайших лет подобная практика обрела конкретные принципы, главный из которых - предоставление минимального набора услуг за минимальную цену. По сути, этот принцип актуален и по сей день.
Был период, когда лоуконтеры оказались настолько популярны, что крупнейшие авиакомпании начали запускать дочерние бренды с низкими ценами на билеты. При этом стандарты обслуживания не могли быть существенно хуже: авиагиганты дорожили репутацией. В результате лоукостеры начали конкурировать с основным перевозчиком этого же бренда, что приводило к убыткам. Сегодня лишь несколько авиакомпаний работают по этой схеме (например, germanwings - детище немецкой Lufthansa), остальные отказались от low-cost сегмента в своем бизнесе. Вот почему в наши дни лоукостеры - отдельное направление гражданской авиации, со своими правилами и законами конкуренции.
Самые известные авакомпании-лоукостеры
Долгие годы лоукостеры функционировали лишь на американском рынке. Настоящий бум развития бюджетных авиакомпаний пришелся на 90-е годы прошлого века, когда свою активную деятельность начали европейцы: ирландская Ryanair и британская easyJet.
Не могли отстать от рынка и азиаты, где бюджетные авиаперелеты стали настоящим спасением для плотного пассажиропотока, характерного для этих стран.
Сегодня наиболее известны следующие лоукостеры:
- Ryanair (Ирландия);
- Germanwings (Германия);
- Сanjet (Канада);
- WizzAir (Венгрия);
- Vueling Airlines (Испания);
- Virgin America (США);
- Allegiant Air (США).
Безусловный лидер российского рынка low-cost перелетов является авиакомпания «Победа», входящая в группу компаний «Аэрофлот».
Почему лоукостеры стоят так дешево
Для тех, что летает часто на небольшие расстояния, лоукостеры стали настоящей находкой. Опытные путешественники подписаны на всевозможные обновления от бюджетных авиакомпаний, чтобы ловить самые выгодные предложения. Нередко билет из одной европейской страны может стоить всего… 10$! Для сравнения: в крупных городах Европы проезд по городу на общественном транспорте может обойтись дороже.
Разумеется, авиаперевозчики не работают в убыток. Предельно низкие цены могут обеспечиваться за счет четко просчитанного бюджетирования и сокращения многих издержек. Итак, большинство лоукостеров руководствуются следующими принципами экономии.
- Отказ от питания на борту. Пожалуй, самый существенный фактор экономии, ведь питание пассажиров требует немалых затрат и масштабной инфраструктуры. В полете, как правило, вам могу предложить лишь холодную воду: всего остального нет даже за деньги.
- Сокращенные нормы багажа. Полноценный багаж у лоукостеров, конечно же, платный. К ручной клади особые требования: пронести объемный рюкзак и еще несколько пакетов и котомок на борт у вас точно не получится. Билет подразумевает лишь одно маленькое место ручной клади, которое по габаритам должно помещаться в рамку, расположенную на стойке регистрации. Данный момент четко фиксируется (а иногда и фотографируется) персоналом.
- Взимание платы за все дополнительные услуги. Плата за смс-оповещение, выбор места на борту, предварительная регистрация - все это может стоить отдельных денег. Некоторые авиакомпании требуют оплату даже за распечатку посадочного талона, либо предлагают вам распечатать его самостоятельно заблаговременно.
- Многофункциональность персонала. Бортпроводники в компаниях-лоукостерах - нередко «мастера на все руки». Сначала осуществляют регистрацию, затем обслуживают вас на борту, после полета убирают салон.
- Использование маленьких аэропортров, а также недорогих бортов с увеличенным количеством мест.
- Продажа билетов напрямую на сайте. Эта мера позволяет исключить выплату комиссионных любым посредникам - от турагентств до сайтов-поисковиков авиабилетов. Вот почему, если вы хотите найти максимально дешевые билеты, заходите напрямую на порталы лоукостеров и подписывайтесь на их обновления и спецпредложения.
Нужно понимать, что далеко не всегда билеты в бюджетных авиалиниях стоят ультра-дешево: в противном случае лоукостеры на самом деле обанкротились бы. Сезонные распродажи компенсируются более стабильными ценами, почти приближающимися по уровню к стоимости билетов у обычных авиаикомпаний. Однако в большинстве случаев перелет будет все равно дешевле, поэтому загруженность лоукостеров остается стабильно высокой уже много лет.
Особенности перелета лоукостерами
Многих путешественников бюджетные авиакомпании отпугивают потенциальными сложностями, несмотря на самые низкие цены. К чему нужно быть готовым при полете лоукостером?
На самом деле, нужно всего лишь подробно ознакомиться с правилами авиакомпании. Никаких «подводных камней» не существует, все подробно расписано в правилах бронирования. Главное - внимательно соблюдать все требования и учитывать некоторые особенности бюджетных перелетов.
- В lowcost самолетах нет бизнес-класса. Это вполне логично, учитывая ценовой сегмент, однако у некоторых пассажиров это все равно вызывает недоумение.
- Расстояние между креслами будет очень маленькое, спинки кресел, как правило, не откидываются. Словом, лететь с комфортом вряд ли получится, благо, лоукостеры зачастую летают лишь на небольшие расстояния, поэтому потерпеть несложно.
- У бортпроводников может не быть вообще ничего, что вам может потребоваться. Поэтому стоит заблаговременно запастись едой, напитками, пледами, лекарствами.
- Скорее всего, вы прилетите в меленький отдаленный аэропорт. Например, выбирая пункт назначения Барселона, вы окажетесь в аэропорте Реуса, который хотя и находится в регионе Барселоны, но расположен в 150 км от столицы Каталонии. В аэропорту может не оказаться крупных фирм по прокату автомобилей, иногда не будет даже такси, а путь до остановок общественного транспорта может оказаться непростым. Вот почему лучше заранее узнать все детали места прибытия.
Как развиваются lowcost авиакомпании сейчас
Количество дискаунтеров каждый год возрастает, соответственно, увеличивается и конкуренция. Борьба за клиента привела к интересной тенденции: некоторые бюджетные авиакомпании потихоньку начинают вводить в спектр бесплатные услуги. Разумеется, при одинаковой цене потенциальный пассажир выберет ту авиакомпанию, где, например, подают напитки или существует бесплатная опция выбора места.
Приближение лоукостеров к обычным авиакомпаниям выразилось и еще в одной парадоксальной тенденции. Появляются авиакомпании, которые позиционируют себя как «лоукостеры бизнеса-класса». Они обслуживают направления, которые часто выбирает финансово состоятельная публика. Например, трансатлантический перелет Лондон-Нью-Йорк. В данном случае клиенты за вполне приемлемую цену могут получить услуги уровня бизнес-класса, но без излишеств.
Эксперты считают, что лоукостеры в целом «оздоравливают» гражданскую авиацию. С одной стороны, обычные авиакомпании уже не могут выставлять необоснованные по своему размаху цены, с другой стороны и сами lowcost перевозчики отказываются от чрезмерного аскетизма на своих рейсах.