Андрей Васильевич Мягков – советский и российский актер театра и кино, является лауреатом Государственной премии СССР, народным артистом РСФСР и писателем в детективном жанре. Впервые он появился на экранах в 1965 году в роли дантиста Чеснокова в фильме «Похождения зубного врача». Прославился, снимаясь в картинах Эльдара Рязанова.
Киноведы считают Мягкова комедийным актером, однако у него есть и драматические роли, как Швырков в «Послесловии». С 1987 года Андрей Васильевич работает в МХТ имени А.П. Чехова.
Биография
Родился Мягков в Ленинграде, дата рождения – 8 июля 1938 года. Его мать работала в Ленинградском полиграфическом техникуме на должности инженера-механика, отец был кандидатом технических наук. Трудился в том же техникуме на должности зам. директора по учебно-воспитательной работе. Со временем отец Андрея Васильевича перешел в Технологический институт.
Родителям, а в особенности – отцу, хотелось, чтобы сын пошел по их стопам. После окончания школы Мягков поступил в химико-технологический институт. Когда кончил учебу, устроился на работу в Институт пластических масс. Актером он не сделался бы никогда, если бы не случайность: на любительский спектакль, где играл молодой Андрей Васильевич, пришел преподаватель МХАТа. Игрой Мягкова он впечатлился, и пригласил продемонстрировать талант приемной комиссии актерского факультета.
Вступительные испытания Мягков прошел без труда, а потом попал на курсы Василия Маркова – легендарного актера СССР. Окончив театральный, Андрей Васильевич стал работать в московском театре «Современник».
Театр
Главные роли в театре «Современник» Андрею Мягкову начали давать почти сразу - первой его ролью был Дядюшка в пьесе по Достоевскому «Дядюшкин сон». И тут удача улыбнулась Мягкову во второй раз: среди зрителей оказался Элем Климов, режиссер кино. Игра Андрея Васильевича настолько понравилась ему, что Климов практически тут же предложил Мягкову сыграть Сергея Чеснокова в «Похождениях зубного врача».
Вот так и получилось, что почти одновременно Андрей Васильевич дебютировал и в театре, и на киноэкранах. Однако первые роли в кино славы не приносили, поэтому Мягков продолжал играть в театре. Роли у него были интересными:
- Барон в драме «На дне»;
- Редедю в «Балалйкин и К»;
- персонажи «Обыкновенной истории» и «Большевиков».
В 1977 году, после ошеломительного успеха «Иронии судьбы, или с легким паром», Мягкова пригласили работать во МХАТ им. Горького, теперь переименованный в МХТ им. Чехова. Андрей Васильевич играет там до сих пор, и раньше труппу возглавлял Олег Табаков. На сцену Мягков выходит с Дмитрием Дюжевым, Ириной Мирошниченко, Константином Хабенским и другими известными актерами.
Московским любителям театра Андрей Васильевич запомнился в таких ролях, как:
- Зилов в «Утиной охоте»;
- Аладьин в «Перламутровой Зинаиде»;
- Репетилов в «Горе от ума» и других.
В пьесах Чехова Мягков играл наиболее ярко, и за роль Кулыгина получил премию Станиславского и премию фестиваля «Балтийский дом». В 2004 году он был удостоен еще одной престижной награды – премии «Чайка» за актерский дуэт с А. Покровской, с которой они играли в пьесе «Мещане».
Во МХАТе Мягков был и режиссером. Он поставил такие пьесы, как:
- «Ретро» А. Галина;
- «Спокойной ночи, мама» М. Норманна;
- «Осенний чарльстон» А. Менчелла.
Сейчас Андрей Васильевич играет на сцене МХТ в постановке «Белый кролик» в роли Элвуда.
Фильмы
В 1973 году Мягков пробовался на роль Нестора Петровича в «Большой перемене», уже имея в резюме весомую драматическую работу – роль Алеши Карамазова в фильме Пырьева «Братья Карамазовы». Однако в «Большую перемену» актера не взяли.
В 1974 году Эльдар Рязанов задумывается о том, чтобы снять «Иронию судьбы». Эту пьесу он написал с Брагинским в 1968 году: она называлась «С легким паром!» и с аншлагом шла в провинциальных театрах. Однако на «Мосфильме» работу посчитали слишком простоватой и снимать отказались. А в Гостелерадио – приняли.
В роли Жени Лукашина сам Рязанов сначала хотел видеть О. Даля, но пробы показали, что актер недостаточно мягок. Пробовали Петра Вельяминова, Станислава Любшина и даже Андрея Миронова, но в итоге забраковали всех. И тогда одна из ассистенток предложила Рязанову попробовать на роль Мягкова. Тот сомневался, зная серьезное драматическое амплуа Андрея Васильевича, но все же потом дал согласие. И, как оказалось, не зря.
Поначалу «Иронию судьбы, или с легким паром» отказывались выпускать на экраны – в фильме видели пропаганду супружеской измены и пьянства. Но позже разрешение на показ дал сам Брежнев, а в 1977 году этот фильм наградили Государственной премией Советского Союза.
Работать с Мягковым Рязанову очень понравилось. В 1977 году он пригласил Андрея Васильевича на роль Анатолия Ефремовича в «Служебной романе», а потом позвал сниматься в комедии «Гараж» и драме «Жестокий романс».
Мягков сыграл очень много ролей, но самыми прославленными остались роли Жени Лукашина и Анатолия Новосельцева. За первую из них Андрея Васильевича наградили Государственной премией СССР, а за вторую – Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.
Мягкову хотелось снять продолжение «Иронии судьбы», он несколько раз предлагал это Рязанову, однако тот отказывался. Андрей Васильевич даже написал собственный сценарий и обратился с ним к Константину Эрнсту. Руководителю «Первого канала» идея понравилась. В итоге на экраны вышло продолжение легендарной комедии, вот только от сценария Мягкова в ней практически ничего не было. Впрочем, актер все же снялся в новом фильме, но без большой радости.
Личная жизнь
С женой, Анастасией Вознесенкой, Мягков познакомился еще студенческие годы: они оба учились в школе МХАТ. И поженились до того, как получили дипломы. Эта пара вместе до сих пор. Вдвоем они играли на сцене «Современника», а потом на сцене МХТ им. Чехова. Даже сейчас Мягков не играет без жены.
Однако, Анастасия Вознесенская так и не сделалась известной актрисой. Творческие неудачи очень огорчали ее, и Андрей Васильевич, чтобы отвлечь супругу, написал для нее 3 детективных романа.
Детей у Мягкова и Вознесенской нет. Однако они находят применение родительским талантам в обучении актеров в школе-студии МХАТ. Супруги не любят публичности, с неохотой дают интервью и не посещают светские мероприятия.