Импровизацией называют неожиданный, непредвиденный, сиюминутный акт в рамках какой-либо деятельности человека. Это может быть творение, например вдохновенное написание картины, или способность вести доклад со сцены без предварительной подготовки.
Виды импровизации
Импровизация существует во многих видах и проявлениях, основными принято считать следующие:
- Музыкальная импровизация. Характеризуется возможностью создавать мелодию из ничего. Жанр и инструмент могут быть любыми.
- Танцевальная. Может быть в любом стиле, сюда относится контактная импровизация.
- Литературная импровизация (экспромт) представляет собой способность выдавать придуманные сюжеты в виде баллад, стихов или историй.
- Театральная импровизация подразумевает сценическое мастерство актера поддерживать ход представления вне зависимости от заданного сценария, как того потребует обстановка.
Данные виды импровизации считаются основными и наиболее емкими, в них есть дополнительные темы и течения, затрагивающие почти все аспекты жизни человека.
Импровизация на сцене
Классическим примером импровизации на театральных подмостках можно назвать ситуацию, когда актер, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден продолжать представление сам по себе.
Иногда отступления актеров от роли в спектакле и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Корни театральной импровизации идут из глубокой древности, когда для хода спектакля задавался лишь общий вектор развития, а детали могли варьироваться в зависимости от решения неких «высших сил», при столкновении с таковыми актерам следовало целиком работать в импровизации.
Импровизация в танце
Такие танцевальные течения, как хип-хоп и контактная импровизация, целиком построены на импровизации. Причем во втором случае контактная хореография основана на взаимодействии партнеров, а те могут искать вдохновение в движениях друг друга, что и позволяет в итоге проявиться истинной гармонии.
Импровизация в музыке
Импровизационный музыкальный талант - способность сесть за привычный инструмент и выдать непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Это моментальное сочинение произведения без подготовки с одновременным исполнением придуманного.
Методы музыкальной импровизации
Обладая слухом и навыком игры на каком-либо музыкальном инструменте, можно попробовать себя на поприще композитора-импровизатора. С изучением разных техник придет опыт и понимание основных концептов, а следом и положительная динамика.
В качестве методов импровизации для фортепиано выделяют:
- Базовый. Здесь разучивается как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе. Они разбираются во всех ладах и тональностях, после чего осваиваются простейшие трехзвучные аккорды.
- Выбирается определенная тональность и музыкант использует ее в качестве аккомпанемента, наигрывая одной рукой, а другой - импровизируя. В итоге получается мелодия. Тональность имеет смысл менять в процессе игры – это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
- Игра в пределах одного аккорда. Суть почти такая же, как и в предыдущем методе, ведущим для мелодии становится выбранный аккорд, его можно менять в зависимости от такта.
Важно понимать, что при любом методе импровизации основополагающим элементом мастерства музыканта становится практика и умение обращаться с музыкой, грамотно использовать ее по своему усмотрению.
Импровизация в общении
Импровизация в общении – наиболее распространенный и понятный большинству вариант. Его еще можно назвать бытовой или словесной импровизацией. Под этим подразумевается способность свободно говорить на любые темы без пауз, запинок и внутреннего напряжения, не используя слова-паразиты.
Желающих научиться данному методу масса. Основа любых тренингов для отработки навыка словесной импровизации базируется на простых приемах: следует четко осознавать поднятую тему и выжимать из нее в общении или выступлении как можно больше через обращение к подходящим ассоциациям, лирическим отступлениям или же вопросам, которые допустимо задать собеседнику.
Несмотря на разнообразие, методы развития навыка импровизации сходны: необходима хорошая фантазия или стремление ее развивать, способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.
Приемы словесной импровизации
- Ассоциации. Суть приема основывается на близкой ассоциации, напрямую связанной с темой беседы или выступления. Например, в докладе нужно сымпровизировать на тему музыки. Подумайте, с чем у вас ассоциируется слово музыка, возможно, вы знаете интересную историю из области какого-либо жанра? Просматривая в сознании информацию для построения мысли, можно с легкостью отыскать там занимательные факты, которые тесно связанны с основной темой выступления.
- Выручающие вопросы. Нередко на выступлении можно наблюдать ситуацию, когда докладчик внезапно растерянно замолкает, все заготовленные фразы из головы улетучиваются. Хорошо, если с собой есть текст доклада и его допустимо просмотреть, но так бывает не всегда. Поэтому следует заранее знать, как можно сымпровизировать и суметь выкарабкаться из ситуации «чистого листа» в голове. На помощь здесь могут прийти проверенные вопросы. Особенно положительно в таком случае рекомендуют себя риторические вопросы. Следует включить коммуникацию с залом и провести некий интерактив, это позволит докладчику прийти в себя и поймать смысл происходящего. Для этого заранее подготавливайте цепь вопросов, которые легко запоминаются. Они помогут переключить внимание и даже расслабить аудиторию. Многое зависит от того, каким способом вы озвучиваете вопрос.
- Внимание на последнее слово. Иногда ассоциации в голове не всплывают, как вопросы. В таком случае выкарабкаться можно за счет аккуратного и ненавязчивого использования последнего сказанного вами слова в докладе.
В импровизации очень важен юмор. Непринужденное повествование и постановка вопроса с улыбкой позволит вам сделать переход от состояния «Я все забыл» до этапа «Я гений!» Используйте шутки, байки и короткие рассказы в предыстории к вопросам и смело общайтесь с людьми. В любом случае навык импровизации оттачивается, а с опытом придет и понимание, как и когда лучше всего использовать тот или иной прием.