Все мы учились в школе и даже если годы стерли из нашей памяти значение синуса угла 30°, в общих чертах все же помним, что преподают на уроках геометрии. Большинство из нас имеет представление и о франчайзинге, хотя зачастую весьма поверхностное. Сегодня мы рассмотрим несколько срезов этой бизнес-модели, наложив их на одно нехитрое геометрическое правило.
Почему геометрия?
Если попытаться определить франчайзинг в самых общих чертах, то можно сказать, что это – тип ведения бизнеса. Любой бизнес – развитие, движение вперед, направление или – вектор. В геометрии есть довольно простое и логичное правило – правило треугольника. Оно гласит: если от конца вектора A отложить вектор B, то вектор A+B, соединяющий начало A и конец B, будет их суммой. Этот принцип актуален и для экономики, при этом понятен каждому, поэтому именно на нем мы и посмотрим, что дает франчайзинг каждому из составляющих его «векторов».
Конечно, данную бизнес-модель можно было сравнить и с организмом, состоящим из клеток, и со структурой стихотворения – с любой системой, зависящей от своих составляющих. Но бизнес, как и математика, любит точность и выверенность действий, к тому же всегда имеет определенный вектор развития.
Вектор A – Франчайзер
Франчайзер – своего рода отправная точка бизнеса. У него есть уже работающая система, модель, которую можно реплицировать, а также определенный рынок потребителей и репутация. Насколько выгодно быть франчайзером, какие плюсы и минусы в таком бизнесе?
Положительное направление
- Быстрое освоение новых рынков и укрепление существующих позиций. Благодаря системе франчайзинга бренд становится известным в новом сегменте, а взносы франчайзи позволяют основателю бизнеса вкладывать больше средств в развитие и рекламу компании.
- Возможности привлечения дополнительного финансирования для развития бизнеса. За работу с франшизой каждый франчайзи должен заплатить определенный базовый взнос, но кроме этого, существуют дополнительные договоры, предполагающие, например, приобретение дочерними организациями услуг маркетинга, консалтинга, обучения сотрудников.
- Рост узнаваемости и снижение рекламных расходов. Это преимущество тесно связано с двумя предыдущими: поскольку франшизы запускаются в различных регионах, все больше людей узнают о существовании такого бренда. С ростом известности не только увеличивается поток клиентов, а как следствие – и денежных средств, но также за счет отчислений франчайзи в общий маркетинговый фонд, снижаются совокупные расходы на рекламу при сохранении ее качества.
- Преемственность дочерних компаний в плане положительного опыта. Новые технологии и системы работы франчайзер обычно апробирует на головной организации, а в случае позитивного исхода передает опыт всем своим франчайзи. Это мультиплицирует положительный эффект.
- Разделение ответственности и компетенций. Франчайзи является отдельным субъектом хозяйствования, поэтому несет определенную ответственность за свой бизнес. Он самостоятельно осуществляет найм персонала, выстраивает внутренний менеджмент, отвечает за свои финансовые результаты. Таким образом, франчайзер лишается львиной доли забот о развитии своего детища.
Отрицательное направление
Кроме преимуществ, у роли франчайзера есть и определенные риски, опасности, недостатки.
- Вероятность утраты контроля над частью бизнеса. Нередко успешные и амбициозные франчайзи, достигнув высоких результатов, хотят отделиться от головной компании и стать независимыми. Он может начать конкурировать с франчайзером, что не просто неприятно, но и достаточно опасно, франчайзм знает рынок и бизнес изнутри, представляет себе сильные и слабые места франчайзера. Чтобы предотвратить развитие такой ситуации, в договоре, заключаемом при вступлении франчайзи в бизнес, должен быть пункт, запрещающий ему вести свою деятельность, которая будет конкурентной по отношению к франчайзеру. Но, конечно, данное условие не сможет сделать этот запрет постоянным.
- Конкуренция от бывших франчайзи и вероятность утечки информации. Этот риск вытекает из предыдущего. Однажды успешный франчайзи может решить, что ему тесно в рамках франшизы, захочет начать свой собственный бизнес в той же сфере. По причинам, озвученным выше, он может быть сильным конкурентом, что совсем не на руку франчайзеру. Таким образом, в «поместье» франчайзера «оказываются подстреленными сразу два зайца»: он теряет опытного и грамотного управленца и вместе с тем приобретает столь же изощренного конкурента. К тому же, чем больше людей имеют доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, тем выше вероятность ее утечки.
- «Теневая экономика» дочерней фирмы. Никто не любит делиться своей прибылью, даже в случае франчайзинга, когда без головной компании франчайзи никогда бы не стал франчайзи. Поэтому если объем франчайзинговых отчислений по договору зависит от объема продаж, есть риск, что дочерняя организации будет скрывать свои реальные обороты, чтобы уменьшить платежи.
- Трудности контроля качества. Этот риск лежит сразу в двух плоскостях: законодательной и чисто человеческой. Во-первых, с точки зрения юриспруденции, франчайзи является независимым предпринимателем, поэтому ему не могут быть выданы распоряжения, характерные для рядовых сотрудников. Во-вторых, большую роль играет человеческий фактор. Если франчайзи – что называется, человек с характером и он не сможет или не захочет реализовать какие-то требования франчайзера, обязать его к этому будет весьма непросто. А это снижает качество контроля и может сказаться на репутации всей франшизы, ведь для потребителей все предприятия – часть одного целого.
- Трудоемкость разработки документации. Пакет франчайзинговых документов требует учета множества мельчайших деталей, большого количества времени, сил и средств. При этом всегда есть риск, что покупателей франшизы, подходящих под все требования, не найдется, а значит, расходы не окупятся.
Безусловно, как и в любом деле, здесь есть свои плюсы и минусы. Задача предпринимателя – перед тем, как решиться на запуск франшизы, тщательно проанализировать все нюансы, посмотреть различные срезы бизнеса, возможно, прибегая к помощи экспертов, сначала попробовать развить головную компанию и только в случае ее успешного функционирования расширяться по текущей модели. Но допустим, что у франчайзера все получилось, он открыл бизнес, задал ему определенное направление развития, достиг некой точки. И вот тут появляется второй вектор – франчайзи.
Вектор В – Франчайзи
Франчайзи условно можно сравнить со спортсменом, принимающим эстафетную палочку, с той лишь разницей, что первый легкоатлет продолжает бежать рядом. Но все-таки главная роль сейчас остается за франчайзи, ведь франчайзер привел свой бизнес к успеху, занял определенную нишу, а вот дальнейшее развитие и расширение – задача его «преемника».
Положительное направление
- Поддержка. Поскольку франчайзи начинает свой бизнес не с нуля, за его спиной стоит головная компания с готовой бизнес-моделью, успешным опытом, ценными знаниями, то и со своими трудностями он не остается один на один. Франчайзер проводит постоянное обучение, делится информацией, консультирует по возникающим вопросам и предостерегает от принятия неверных решений. Хотя франчайзи и является независимым владельцем бизнеса, но франчайзер заинтересован в его успехе, поскольку результаты конкретного хозяйствующего субъекта накладывают отпечаток на всю сеть предприятий и с финансовой, и с репутационной точки зрения.
- Быстрый старт. Так как франчайзер дает уже готовую схему бизнеса, от франчайзи требуется обеспечить материальную составляющую: найти и оборудовать помещение, подобрать персонал. При этом рекомендации по выбору места конкретно для этого бизнеса предоставляются, также как и советы по дизайну и контролю качества работы сотрудников. Сюда же можно отнести и экономию нескольких лет, которые бы ушли на изучение основ ведения бизнеса, а также – нервов на допущенных ошибках.
- «Готовая» репутация и узнаваемый бренд. Как правило, франшизой становится только успешный бизнес, который достиг определенных успехов. Соответственно, он уже зарекомендовал себя на рынке и потребители его знают. Если репутация хорошая, то для франчайзи это большое подспорье в развитии своего дела.
- Отсутствие конкуренции со стороны «своих». В условиях франчайзингового договора прописан регион и конкретные территориальные границы, в пределах которых данный франчайзи имеет право вести деятельность. Вследствие этого отсутствует возможность возникновения конкуренции между представителями одной франшизы.
Отрицательное направление
- Контроль и четкий набор правил. Согласно договору, вместе с огромной базой полезных знаний, опыта и поддержки, франчайзи получает и список требований, которых необходимо придерживаться. Они могут касаться абсолютно всех сфер бизнеса, и с некоторыми из них руководитель дочерней компании не всегда может быть согласен, но тем не менее, он обязан их соблюдать. Плюс, головная организация осуществляет контроль за всей деятельностью, что тоже не всегда нравится франчайзи.
- Постоянные платежи. Всем известно, что для получения франшизы необходим вступительный взнос. Но на этом выплаты не заканчиваются. Франчайзи обязан вносить платежи в общий маркетинговый фонд и оплачивать обучение ведению бизнеса. Как показывает практика, чем более успешна франшиза, тем большие суммы подлежат уплате со стороны франчайзи. Это своего рода плата за минимизацию рисков и получение знаний.
- Наследование ошибок. Франчайзеры – тоже люди и могут совершать ошибку. И если внедренные ими инновации не оправдают себя, то это произойдет сразу во всей сети компаний. Таким образом, и убытки, и подпорченная деловая репутация разделятся между всеми франчайзи. Если же франчайзер обанкротится, то франчайзинговые договора будут аннулированы.
Как видим, и на этой стороне есть свои плюсы и минусы. Что же мы имеем в итоге? Есть вектор A – франчайзер, есть вектор B – франчайзи, который может двигаться ровно в том же направлении, а может и несколько отступать от пути, пройденного предшественником. Но, так или иначе, сеть компаний получает результат, состоящий из совокупности действий франчайзера и франчайзи. Примерно то же происходит и на макроэкономическом уровне.
Вектор A + B – франчайзинг
В геометрии, согласно правилу треугольника, вектор, соединяющий начало A и конец B, является их суммой. И в экономике все аналогично – сумма усилий головной и дочерних компаний формирует единую систему франчайзинга. При этом если принять в расчет не одну конкретную франшизу, а совокупность всех бизнесов такого рода по стране, то можно проанализировать их влияние на экономику в целом, также выделив преимущества и недостатки франчайзинга для государства.
Положительное направление
Сегодня франчайзинг распространен практически по всему миру. В России данный вид бизнеса представлен менее широко, чем, скажем, в США, по причине своей молодости на территории нашей страны и преобладания консерватизма в менталитете народа. Важно понимать, что суть франчайзинга заключается в приобретении предпринимателем готовых технологий, методов ведения бизнеса, товаров и торгового знака. Главное здесь – именно схемы, практические наработки и опыт, а не право использования бренда, как многие ошибочно полагают.
Франчайзинг способствует развитию малого и среднего бизнеса, а это, в свою очередь, дает нам следующее:
- Позволяет создавать новые рабочие места.
- Упрощает процесс внедрения инноваций.
- Привлекает в экономику страны инвестиции.
- Способствует развитию добросовестной конкуренции.
- Формирует систему практического обучения предпринимательской деятельности без создания специализированных учебных мест.
- Повышает прозрачность бизнеса и собираемость налогов.
- Позволяет вовлекать в экономические отношения более широкие массы населения и более молодую аудиторию.
- Развивает экономику, социальную сферу и инфраструктуру регионов.
- Способствует развитию сферы услуг.
- Позволяет повысить уровень жизни населения, а также спрос на продукцию.
- Минимизирует разрыв в разнице экономического развития между центром и периферией.
Отрицательное направление
- В случае наличия слабых конкурентов и грамотной стратегии франшизы данный бизнес может стать монополистом в регионе.
- Могут возникать и другие негативные моменты, но они, как правило, связаны с нарушениями сторонами условий работы, с формированием так называемого «теневого» франчайзинга. Это исключения, а не правило, поэтому их мы рассматривать не будем.
Таким образом, мы видим, что франчайзинг является довольно удобной системой для масштабирования крупного и развития малого бизнеса, имеющей массу плюсов для экономики страны. Но для успеха франшизы необходимо, чтобы каждый ее субъект вкладывал свою энергию, усилия, был заинтересован в результате. Тогда и направление движения этих «векторов» будет исключительно положительным, а их сумма – довольно весомой.