Понятие правового государства
Под правовым государством подразумевают такой способ организации власти, когда в стране главенствуют законность, права и свободы человека.
Выразителями идей, положенных впоследствии в основу концепции правового государства, были еще Дж. Локк, Ш. Монтескье и иные мыслители прошлых веков, но целостная концепция подобного рода сложилась в эпоху становления буржуазного общества. Основу для формирования воззрений на природу государственной власти составила критика феодального беззакония и произвола, царившего при полном отсутствии ответственности органов власти перед обществом. Положения о ведущей роли законности воплотились в законодательных установлениях Франции и США в конце XVIII века. Термин «правовое государство» укоренился в произведениях немецких мыслителей в первые десятилетия XIX века.
Правовое государство: признаки и принципы организации
Существенные признаки, отличающие правовое государство:
- верховенство закона в любых областях жизни общества;
- равенство перед законом всех граждан;
- разделение властей;
- правовая защищенность человека;
- права человека, свободы личности становятся самой большой ценностью;
- стабильность правопорядка в обществе.
В правовом государстве закон господствует во всех без исключения сферах жизни, не исключая сферу управления. Права и свободы человека охраняются и гарантируются законом, признаются властью. Такие права человек получает от рождения, они не даруются правителями. Существует взаимная ответственность гражданина и государственных структур. Принцип разделения властей не дает никакой возможности кому бы то ни было монополизировать политическую власть в стране. Осуществление законов контролируется судами, прокуратурой, правозащитниками, средствами массовой информации, прочими субъектами политической деятельности.
Одно лишь наличие в конкретном государстве системы права и законодательства не позволяет считать его правовым, поскольку сам процесс составления законов и их введения в действие может быть направлен на поддержку деспотических форм правления. При тоталитарном режиме, где конституционализм является мнимым, права и свободы человека всего лишь провозглашаются. В подлинно правовом государстве главенство прав личности и ее свобод не может быть нарушено представителями органов власти.
Закон и правовое государство
В своей основе идея правового государства нацелена на установление ограничений силы государства посредством правовых норм. Осуществление этого принципа дает возможность обеспечить социальную защищенность и безопасность человека при его взаимодействии с властью.
Один из признаков главенства права – наличие в стране Конституционного Суда. Этот институт является своего рода гарантом стабильности существующего строя, обеспечивает законность и соблюдение Конституции.
В правовом государстве ни один орган власти (кроме высшего законодательного органа) не может изменять принятый закон; нормативно-правовые установления не могут находиться в противоречии с законом. Государство в лице его должностных лиц связано в своих действиях законодательными нормами. Издавшее закон государство не имеет права его нарушить или толковать по своему усмотрению; этот принцип устраняет произвол и вседозволенность со стороны бюрократических структур.
Правовое государство и гражданское общество
Под гражданским понимают правовое общество, в котором признаются демократические свободы и ценность человека. Этот тип социального устройства возникает лишь там, где имеются развитые правовые, экономические и политические отношения. В гражданском обществе можно наблюдать высокие морально-нравственные качества граждан.
Данный тип общества находится в неразрывной связи с рассматриваемым понятием правового государства, где политическая власть выражает интересы большинства граждан. Главенство права и отказ от тотального контроля, невмешательство в жизнь общества ведут к тому, что общественные связи и отношения уже не зависят от государства и его отдельных структур.
Особенности правового общества и государства
Наиболее важные особенности правового государства – признание суверенности народа, утверждение его источником власти, защита интересов любого из граждан, вне зависимости от его социального положения.
В правовом государстве религиозные организации, политические или общественные объединения не могут отдавать распоряжения тем, кто ведет государственные дела. Порядок работы структур власти определяется конституцией страны и основанными на ней правовыми актами. Нарушения этого принципа можно встретить в некоторых странах мусульманского мира, где религиозные лидеры имеют ничем не контролируемую власть; нечто похожее происходило и в средневековой Европе, когда власть церкви никем не оспаривалась.
Краеугольный камень при строительстве правового государства – отделение исполнительной власти от судебной и законодательной. Принцип разделения властей дает возможность обществу контролировать работу парламента, правительства и судов. Особая система противовесов не позволяет ветвям власти нарушать установленные законом нормы, ограничивает их полномочия.
В правовом государстве имеется взаимная ответственность между структурами власти и человеком. Любые отношения между руководителями всех уровней и гражданами страны строятся на признании верховенства правовых норм. Любое воздействие на личность, которое не обусловлено требованиями закона, считается попиранием гражданских свобод. Но и гражданин, в свою очередь, должен считаться с требованиями закона и основанными на них решениями государственных органов.
Правовое государство может требовать от своих граждан совершения только тех действий, которые не выходят за четкие рамки правового поля. Примером может служить уплата налогов, что считается конституционной обязанностью граждан. Нарушение законных требований государства влечет за собой санкции с его стороны.
Одна из обязанностей правового государства – исполнение прав и гражданских свобод, обеспечение безопасности в обществе и неприкосновенности личности.
Верховенство закона предполагает, что любые вопросы и конфликты, которые могут возникать в государстве, разрешаются на основе правовых норм. Положения основного закона неукоснительно действуют на всей территории страны, без изъятий и ограничений. Нормативные акты, принимаемые на местном уровне, не могут противоречить нормам конституции.
Высшей ценностью в условиях правового государства становятся гарантии прав и свобод каждой личности. Ведущее место в сложной системе приоритетов правового государства занимают интересы гражданина, его право на свободу и независимость. Однако свобода при этом рассматривается как осознание необходимости действовать не столько в своих личных интересах, сколько на благо всего общества, не ущемляя интересов других граждан.
Становление правового государства в России
Находящееся в развитии российское государство, как гласит Конституция, стремится стать социально-правовым. Политика государства нацелена на формирование таких условий, которые гарантируют всестороннее развитие и достойную жизнь человека.
С целью формирования основы для главенства права государство берет на себя следующие основные обязанности:
- обеспечение социальной справедливости;
- обеспечение минимального размера оплаты труда;
- поддержка семьи, детства, материнства и т.д.;
- развитие социальных служб;
- установление весомых гарантий социальной защиты;
- недопущение радикального имущественного расслоения.
Необходимо отличать официально признаваемые принципы правового государства от государственно-правовой реальности. Сам факт провозглашения в стране правового государства отнюдь не свидетельствует в пользу того, что оно уже построено. Формирование общества, в котором главенствует право, проходит через ряд этапов и может занимать много времени.
Конституция РФ определила, что в стране имеются три основные ветви власти:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Имеются также структуры власти, не вошедшие ни в одну из ветвей (например, Центральный банк и Счетная Палата РФ).
В современной России верховенство закона до настоящего времени не превратилось в незыблемый принцип работы государственных структур. Нередко гражданам приходится сталкиваться с произволом отдельных чиновников и нарушением прав человека со стороны бюрократических структур. Далеко не всегда обеспечивается эффективная защита свобод граждан. Однако сам факт закрепления в законе нормы о правовом государстве побуждает институты гражданского общества и все ветви власти совершенствовать правовые отношения, способствует созданию правовой культуры.