Органы юстиции появились еще во время правления императора Александра I. Их полномочия и задачи были детально описаны в манифесте, регулирующем создание и деятельность министерств различного направления, в том числе и юстиционного. Основными функциями Министерства юстиции были отслеживание деятельности и правомерности прокуратуры, судов, назначение или увольнение должностных лиц, разработка законов. Современные органы юстиции – это огромный государственный аппарат с максимально широкими полномочиями и столь же высокой степенью ответственности.
Органы юстиции – определение и значение
Прежде всего, это одна из структур исполнительной власти под руководством министра, который является членом правительства страны. Без этого федерального ведомства невозможно формирование и функционирование, развитие современного государства в правовом и юридическом поле. Деятельность органа относится к организационно-управленческому типу, и базируется на законодательной базе РФ – конституции страны, трудовом, административном, гражданском, уголовном кодексах. В юстиционный государственный аппарат входят все учреждения, деятельность которых связана с правом и юрисдикцией:
- судебно-экспертные,
- служба отслеживания исполнения наказания,
- регистрационные и координационные палаты,
- служба судебных приставов,
- агентства по защите интеллектуальной собственности и другие.
Учреждения, подведомственные Минюсту РФ, наделены особыми полномочиями, позволяющими контролировать и реализовывать нормы правоприменения и правоохраны, как на территории страны, так и за ее пределами.
Важно понимать, что Минюст не судебный орган, он лишь контролирует их деятельность и реализацию их решений. Кроме этого, в задачи органов юстиции входит обеспечение просвещения в рамках правового поля населения государства, прием обращений и жалоб, реагирование на них, привлечение к ответственности некомпетентных и коррумпированных чиновников из подведомственных структур.
История создания и развития
На базе Министерства юстиции, созданного императором Александром I в царской России, впервые была проведена кодификация законодательной основы Российской Империи. По ее итогам было издано более 70 томов законов и сводов законов государства. После прихода к власти Николая I и смены руководящего аппарата государства в Органах юстиции России произошли кардинальные изменения, расширилось поле деятельности, появилось несколько новых направлений:
- кадровое укрепление существующих подразделений специалистами соответствующего уровня,
- в задачи министерства вошли контроль тюрем и межевых служб,
- контроль и руководство нотариатом, судейскими коллегиями,
- выявление и наказание государственных растратчиков и взяточников,
- впервые за всю историю империи - укрепление прав личности и гражданства.
После революции 1917 года органы юстиции царской России были частично упразднены и переименованы в Наркомат, но вскоре стало понятно, что новые учреждения не способны функционировать столь же эффективно и полностью заменить Министерство. Результатом обновлений в ведомстве стало то, что под его юрисдикцией оказались не только функции, изначально заложенные, но и мониторинг соблюдения трудового законодательства. С 1936 года Наркомат юстиции динамично развивался, и к перестроечному времени (90-е года прошлого столетия) его возможности соответствовали мировым стандартам. В 1970 году федеральный орган был вновь переименован в Министерство юстиции.
Задачи и направление деятельности органов юстиции
Министерство юстиции РФ – это сложный орган власти, в структуру которого входит несколько типов учреждений. Все они выполняют единые задачи:
· проверка новых законодательных актов и документов на предмет их соответствия уже действующим, принятым ранее статьям конституции и кодекса, поправкам к ним,
- формирование юридической трактовки правовой и нормативной документации,
- контроль судов и коллегий, нотариата, служб, занимающихся обеспечением выполнения их решений,
- узаконивание общественных формирований и ведомств, их учет и мониторинг действий,
- ликвидация пробелов знаний в области права и юриспруденции у граждан государства,
- регулирование и контроль правового обслуживания в рамках действующего законодательства,
- выполнение экспертных действий в отношении правовых документов, составленных на уровне федерации, регионов и муниципалитетов.
Кроме этого, в задачи органов юстиции страны входит отслеживание соблюдения прав государства в целом, на международном уровне. В этом направлении осуществляется надзор за соблюдением авторских и интеллектуальных прав на изобретения, музыкальные и литературные произведения и многое другое.
Оказание юридической и правовой помощи обычным гражданам России – одна из основных задач органов юстиции. В ее рамках осуществляется бесплатная консультативная помощь, защита граждан в суде, набор судейских коллегий и присяжных, адвокатское сопровождение на заседаниях. То есть, основная задача Минюста – контроль соблюдения законодательства на территории РФ.
Структура Минюста России
Органы юстиции – это структурированная организация, включающая в себя центральный федеральный аппарат и его филиалы в регионах, областях и их районах. Центральный аппарат работает непосредственно с правительством страны, имеет доступ к прямому взаимодействию с президентом. Структура Минюста состоит из
- центрального ведомства,
- регистрационной службы федерального и регионального уровней,
- службы исполнения наказания – ФСИН,
- управления судебных приставов – УФССП,
- территориальных представительств и ведомств.
Контролировать деятельность Министерства юстиции вправе только глава государства. Представители ведомства осведомляют президента о новых законопроектах и поправках к ним, предложенных правительством страны. Они вправе вносить в них корректировки или давать рекомендации по их внесению. Основная цель этого направления деятельности – соблюдение соответствия между обновленным и действующим законодательством.
Правовая и регистрационная документация из регионов поступает непосредственно в центральный аппарат юстиции, где ее детально анализируют. На основе полученных данных дается правовая оценка деятельности учреждений, находящихся в подчинении у Минюста, соблюдению правовых аспектов судейскими и исполнительными властями областного, краевого и районного уровня. В случае обнаружения нарушений в их работе, органы юстиции принимают меры по их устранению и извещают о них руководство государства.
Полномочия органов юстиции
Непосредственного руководителя органов, Министра юстиции РФ, назначает глава государства – президент. Именно Министр юстиции координирует выполнение поручений, данных президентом, мониторит реализацию внешних и внутренних полномочий государства. Кроме этого, руководитель структуры обладает полномочиями по
- разделению обязанностей и полномочий между сотрудниками ведомства всех уровней,
- утверждению графика, темпов работы, составлению отчетности по ним,
- издательству и продвижению коллегиальных, правовых и узко тематических документов, актов и положений любого направления государственной деятельности,
- образованию и расформированию новых филиалов, отделов внутри центрального аппарата и в регионах,
- присвоению более высоких чинов и званий сотрудникам органов юстиции, их лишению.
Руководители структур юстиции на уровне региона, области, края или района дублируют полномочия старших сотрудников, то есть обладают теми же правами и обязанностями. Отчетность о своей работе они отправляют своим непосредственным руководителям, которые передают их в центральный аппарат Минюста.
Министерство юстиции и его представители (сотрудники) вправе проводить проверки деятельности правовых, административных, попечительских и ювенальных, регистрационных государственных учреждений. Органы юстиции могут мониторить и анализировать работу финансовых и налоговых организаций, заниматься экспертизой законодательных актов и решений на всех уровнях государственной власти. Полномочия и права представителей юстиционных органов определяются президентом РФ. Принимать решение об отмене той или иной функции Минюста вправе только он, на основе своих выводов о деятельности учреждения. Снимать с должности руководителя структуры также может только глава государства, руководствуясь степенью функциональности этого государственного служащего.