Собственно – все просто. Как и в любом деле, если честно и упорно трудиться, то вскоре начинаешь необратимо изменяться. Само сознание работающего человека становится иным, что и позволяет по-новому рассматривать созданные ранее произведения. То же, естественно, происходит и с умом писателя. Сочинив несколько рассказов, начинаешь замечать, что в них не хватает осмысленности, связности, или красочности, а может чего-то еще. Поначалу, все это является неопытному автору в качестве сомнения, предчувствия. В этот момент и начинается настоящая работа. Теперь, еще только принимая несовершенство собственных произведений, автор готовится узнать мир литературы таким, какой он есть, с его бесчисленными правилами и законами, которые иногда необходимо соблюдать в строгости, а иногда приходится нарушать, невзирая на презрение или непонимание старших товарищей и окружения. И тогда автор готов двигаться, готов осознать, что другие могут только указать ему направление, но путь необходимо будет пройти уже самостоятельно. И первая подсказка – это идея, которая порождает сюжет.
Сюжет можно определять по-разному, чем и пользуются многочисленные учителя, разглагольствующие о писательском мастерстве. Даже здесь необходимо проявить самостоятельность и определить для себя значение этого термина так, как это удобнее самому автору. Однако, для простоты, вначале можно представить себе идею, посыл – не важно, как именно это назвать, - как связующую начала и финальной части произведения. Нечего юлить, уходя в долгие, пространные формулировки, призванные расширить понимание этого аспекта литературного творения в умах тех, кто уже и сам готов прийти к этому решению. Необходимо объяснить еще новичку, что начало и конец сочинения, не важно, разрастается ли оно в целую книгу, или ограничивается маленьким рассказом, должны быть связаны идеей, объединены смыслом. С самого первого случая, описываемого в произведении, должна начинаться цепь связанных, объединенных авторским умыслом событий, которые в итоге раскрывают идею, замысел, то, что писатель старается донести до читателя. И любое произведение – это авторский монолог, который не имеет смысла, если не имеет прочного основания, в качестве которого и выступает идея.
Упростим. Ведь теперь автор уже должен задаваться множеством вопросов. Любое литературное произведение – это попытка автора донести свою мысль посредством красочной метафоры. Его мысль, идея, которую задумывает автор, не может быть высказана напрямую. Таковы реалии художественного ремесла. Метафорой, в таком случае, выступает сюжет. При помощи событий, происходящих в книге, автор заставляет читателя задуматься о чем-то, наталкивает его на размышления, указывает в какую сторону смотреть, чтобы читатель самостоятельно додумался до того, на что лишь намекают события, происходящие в книге. Легко догадаться, зная это, что одна из важнейших составляющих произведения – это именно сюжет, который и связывает воедино все события, вернее даже, который и является их связью. Ведь, нет никакого смысла пытаться рассказать о том, в чем нет смысла, как бы это ни звучало. Не интересно выслушивать историю, в которой отсутствует связь, логика, что-то, что позволяет лучше понять мир вокруг. И это легко проверить. Достаточно провести день за тем, чтобы записывать все происходящее, стараясь ни на миг не отрывать ручку от бумаги. Все, что к концу дня окажется записано в тетради, - лишь случайные события, которые не представляют интереса. А чтобы сделать пример еще нагляднее, достаточно взять словарь и попробовать читать только слова до разъяснений, не обращая внимания на определения. Весь смысл словаря в том, чтобы объяснять их значения, но стоит оградить себя от этого, как он превращается в пустое, скучное произведение, лишенное всякого смысла. То же и с любым произведением, в котором отсутствует идея, сюжет, посыл. Просто и ясно, что это первое, на что должно обращать внимание любому автору.
Итак, как придумать книгу еще до того, как начать ее писать? Ведь именно об этом речь. Необходимо с самого начала знать с чего начнется и чем закончится история, прежде чем ее первые события появятся на страницах нового произведения. Много уже сказано об этом, но недостаточно, раз до сих пор не существует единодушно принимаемого всеми авторами пособия, которое бы помогало начинающим писателям. И это очевидно, не так просто выдумать историю, которая захватит умы читателей по всему миру. Даже хорошую идею уже можно продать, что говорит о сложности этого предприятия. Но выход есть. И все довольно просто. Все произведение является метафорой единственной мысли, которую пытается высказать автор. Следовательно, чтобы придумать хороший сюжет, вначале необходимо определиться с мыслью, которая будет заложена в его основании. И здесь уже сложно дать конкретный совет. В конце концов, каждый сам определяет, что он хочет донести в своей книге. Но зато можно воспользоваться примерами, которые и сделают это утверждение более ясным. Так, чтобы донести мысль о том, что любовь способна даже спасти мир, необходимо ввести двух персонажей, которые благодаря этому чувству, каким бы оно ни было в действительности, в нашей выдуманной вселенной справятся с непреодолимыми на первый взгляд обстоятельствами. Само собой, выглядит еще туманно, но очертания будущего произведения уже начинают проявляться, стоило их только слегка наметить. Дальше уже необходимо продумать, как именно это уложится в сюжете, какими будут препятствия, с чем придется столкнуться героям на их пути. И каждый автор придумает собственную историю, спрятанную в этой идее. И в этом все великолепие литературы, но и вся ее сложность, и все ее многообразие. Конечно, можно взять и другую идею. Например, попробуем создать историю иного типа, а для этого сформируем и новую мысль. Скажем, автор решается объяснить читателю, что бездействие опасно. Тогда необходим уже иной типаж персонажа, вялый, действующий без охоты, даже по принуждению. Он должен столкнуться с такими проблемами, при развитии которых его нежелание принимать активное участие приведет к ухудшению ситуации, а, в конечном счете, может даже к его смерти или смерти дорогого ему человека. Словом, он будет пытаться оградиться от проблем, из-за чего и пострадает тем или иным способом. Теперь можно легко догадаться, что идея, сюжет, который она порождает, - это важнейшие аспекты любого художественного произведения. Это основание, фундамент, на который опирается история, и которым она создается. Поэтому необходимо уделять этому большое внимание и не пренебрегать возможностью задуматься над начинкой будущего литературного творения, еще до того, как приниматься за его создание.
Следует обратить внимание и еще на одну любопытную деталь. Стремясь упростить себе работу, многие начинающие авторы сталкиваются с шаблонами, которые якобы должны помочь на начальном этапе их творческого пути. Собственно, вся суть их сводится к тому, что автору предлагается список персонажей, мест и проблем, которые, если объединить их случайным образом, дают автору задумку, для воплощения некоторой идеи, которая не подразумевается в этом способе нахождения сюжета. И в этом главная проблема. Невелика вероятность, что автор сумеет выдумать идею для готового сюжета, в то время как сюжет для готовой идеи всегда появляется, на первый взгляд, сам собой. Именно поэтому ни в коем случае нельзя пользоваться подобными схемами, которые до кучи отучивают начинающего писателя задумываться над основной составляющей будущих произведений, над посылом, который только и есть то, ради чего способно возникнуть бессмертное произведение. Следует помнить, что на пути становления автора существует множество уловок и хитростей, пользоваться которыми за редким исключением не просто бессмысленно, а даже вредно. Это путь в никуда. Как читы в играх, как мошеннические уловки, такие способы лишь на первый взгляд облегчают работу над книгой, в то время как на самом деле приводят лишь к осложнениям, с которыми впоследствии иногда невозможно будет разобраться.
Итак, все до смешного просто. И это не уловка, не обман. Потому как в дальнейшем на пути писателя возникают все новые и новые проблемы и препятствия. И необходимо разбираться с каждым, чтобы начать писать достойные произведения. Но, как и в любом деле, лишь одно здесь приходит на помощь, - желание действовать, готовность трудиться. Ведь в жизни, как и в нашем примере с безынициативным героем, бездействие чревато последствиями. И невозможно научиться писать, если только искать отговорки, если пытаться всех перехитрить и найти простой способ. Все просто, следует помнить об этом, но поначалу всегда кажется сложным. Когда-то никто не умел считать, писать, говорить, и научиться этому было тяжело. Можно не помнить, насколько трудно учить новое, но тогда достаточно попытаться выучить с нуля новый язык. Быстро станет ясно, что с первого раза ничего не выйдет, будет тяжело. Но зато некоторое время спустя, начав с легкостью говорить на незнакомом языке или диалекте, начинаешь думать, что так было всегда, словно родился с этим навыком. Но лучше не забывать этого, лучше помнить, что все когда-то было тяжело, и что лишь упорство поможет справиться со всеми препятствиями. Так же и писателю нужно трудиться, нужно писать, а со временем, ему начнет казаться, что всегда он делал это легко и непринужденно, и книга будет рождаться в его уме задолго до того, как он в очередной раз приступит к ее воплощению.