По каким причинам опека забирает детей?


Сразу следует отметить, что определенных причин сегодня не существует, поэтому поводы могут быть такими:



  1. Звонок соседей;

  2. Жалоба преподавателей;

  3. Отчет доктора и т.д.


Органы опеки обязаны реагировать на все сигналы, так как это является их обязанностью, регламентируемой в Семейном Кодексе. Работники должны увидеть, как живется ребенку, однако основания для того, чтобы отобрать детей, не прописываются подробно в кодексе. Есть только упоминания, при котором сотрудники обязаны забрать детей, если существует угроза для жизнедеятельности или здоровья.


 


Кто может забрать детей?


Забрать детей имеют права только три структуры, и то только на основании документа:



  1. Представители структур власти исполнения;

  2. Органы по попечительству/опеке;

  3. Представители структур местного самоуправления.


Важный момент: забрать детей они могут лишь на основании определенного акта.


 


Следует ли открывать дверь?


Согласно действующему законодательству родители имеют права не открывать дверь. Например, в статье 25 Конституции, регламентирующей Неприкосновенность личного дома/квартиры/жилища, сказано, что никто не имеет права проникать в место проживания человека против его воли. Исключением являются случаи, которые установлены ФЗ, а также случаи на основании решений суда. То есть если сотрудники пришли «потому что им сказали, что», то дверь не стоит открывать, а если у них есть веские причины и соответствующие документы, то препятствие их действиям по проверке квартиры является противозаконным.


Кроме того, заходить в квартиру можно без суда и решений лишь тогда, когда нужно защитить безопасность и жизнь людей.


Поэтому, если нет угрозы жизни, можно не открывать дверь, а отказать службе опеки (придите позже, ребенок спит). А к следующему визиту можно связаться с активистами, оказывающими помощь семьям. И их можно пригласить вместе с органами опеки.


 


Сотрудники опеки находятся в квартире. Действия родителей


Первое, что необходимо сделать – это узнать причины их визита. Что им нужно проверить, от кого они пришли, какой был подан сигнал и т.д.


Юристы советуют проводить подобный разговор еще до того, как представители попечительства и опеки зайдут в квартиру. Также необходимо проверить их документы и переписать из них все данные. Если есть возможность, можно дополнительно сфотографировать сотрудников и их документы, а также постановления суда о том, что ребенка будут забирать.


Важно проверить подлинность документов. Для этого необходимо связаться с органами опеки и суда, чтобы узнать, действительно ли пришедшие там работают.


Итак, сотрудники пришли домой, что необходимо сделать родителям:



  1. Попросить сотрудников снять уличную обувку и одежду;

  2. Запереть дверь на ключ;

  3. Огласить важные правила, обязательные к соблюдены дома (мыть руки, самостоятельно по квартире/дому не ходить и тд.);

  4. По возможности держать ребенка у себя на руках или просто держать ребенка за руку, чтобы его не взяли без ведома родителей;

  5. Водить сотрудников вместе, чтобы они не ходили отдельно друг от друга;

  6. Записывать разговор на диктофон.


 


Что, если ребенка должны забрать


Важно: если до этого дойдет, то сотрудники обязаны предъявлять акт, который нужно сфотографировать. Сотрудников необходимо попросить представиться на устройство записи, а также огласить устно акт и объяснить все причины, согласно которым им необходимо отобрать ребенка. Работники обязаны предоставлять копию акта, и с этим документом необходимо отправиться к юристам.


 


Альтернативные пути


Сотрудники могут оставить ребенка с родителями, но тогда они обязаны:



  1. Составить акт осмотра квартиры/дома. Родителям дается копия акта;

  2. Направить на проведение обследований в соответствующем медицинском учреждении.


 


Важные моменты:



  1. Необходимо написать официально письмо директору школы/детсада, в котором нужно потребовать, чтобы ребенка отдавали только родителям, или тем, кто прописан в письме;

  2. Если работниками были допущены нарушения, необходимо написать соответствующую жалобу;

  3. Привлечь к возникшей проблеме родственников, друзей и общественность. Также можно задействовать социальные сети.