А надо ли вообще быть другом? Надо, но это не значит практиковать панибратское общение, допускать бесконтрольное поведение подростка. Это скорее наставничество более старшего человека. Но тут надо стремиться не перейти грань, когда подросток не просто принимает вас за своего, он ставит вас ниже. Так с чего же начать? С самого детства.
Задача родителей научить ребенка взаимодействию с миром. Но и самому бесконечно учиться. Роль всезнайки сначала будет привлекать ребенка, но потом ему наскучит и он захочет сам поделиться с вами своими открытиями. А что он услышит в ответ: «Я лучше тебя знаю», «Мал еще», «Не умничай!». И все, первая дверь в отношениях закрылась.
Как вы поощряете увлечения ребенка? Заявляете, что компьютерные игры ерунда (отчасти вы правы), и надо учиться, а не на скейте весь день кататься. Но то, что для вас ерунда и пройденный этап, для ребенка целая вселенная. И вам неплохо было бы интегрироваться в нее. Запреты ничего не дают. Можно мягко направить в другое русло, найти смежные интересы и пользу от увлечений подростка.
Не делайте школу камнем преткновения. Детство не заканчивается в первом классе. Ищите школу по возможностям ребенка, а не по своим родительским амбициям. Будьте в курсе школьной жизни ребенка, но лишь для того, чтобы помочь в случае возникнувших проблем. Обращайте внимание не на оценки, а на уровень знаний ребенка.
Подростку все равно нужно ваше общество, даже если он предпочитает вам компанию своих друзей. Втягивайте его в жизнь семьи. Мальчика можно брать с собой менять колодки на машине: «Мне нужна твоя помощь». С девочкой выбрать покупки для дома, обновить косметику или вместе сходить на маникюр. И не будет отговорок, что не хватает время на детей. Все можно делать вместе.